Света мудрости полна.
Доброй силою своей
Возвышаешь ты людей,
И уже давно, любя,
Люди всюду чтут тебя…
С. Г. Чавайн
Сергей Григорьевич Чавайн посвятил педагогическому труду около двадцати лет, был составителем учебников для школ, написал множество рассказов и стихотворений для детей.
В 1908 году Сергей Чавайн окончил Казанскую учительскую семинарию, и дирекция учебного заведения ходатайствовала о назначении его в Пижан-Кукморское училище Казанского уезда. 11 сентября 1908 года инспектором народных училищ Царевококшайского и Чебоксарского уездов он был назначен на должность запасного учителя по Царевококшайскому уезду.
4 октября 1908 года Царевококшайский училищный совет направил Чавайна в Сотнурскую волость. Сергей Григорьевич проработал одну зиму в Петьяльской начальной школе, четыре года – в Сотнурской двухклассной, две зимы – в Шарибоксадской начальной школе. В этот период ему пришлось многое пережить: заподозрив молодого писателя и учителя в неблагонадёжности, полиция установила за ним слежку. Это затрудняло творческую деятельность писателя. За эти годы им было написано всего шесть стихотворений («Книга» (1909) и др.), легенда «Чоткар патыр» (1912), пьеса «Дикая утка» (1910). В своих произведениях он воспел неповторимую красоту родной земли, рассказал о тяжёлой доле крестьян.
В годы работы в Сотнурской школе Сергей Григорьевич жил в деревне Куршембал, снимал комнату у деда Гурьяна Фёдорова, бывал во всех окрестных деревнях, изучал традиции, обычаи, обряды народа мари. Свою педагогическую, просветительскую деятельность Сергей Григорьевич вёл, опираясь на силу родного языка, считал его незаменимым средством в распространении знаний.
С 1915 по 1919 год С. Г. Чавайн работал в русско-туземской школе Аральской железной дороги. Вдали от родины он тосковал и думал о её судьбе. Возвращаясь из Аральска в Казань, поэт написал стихотворение «Привет, народ мари!» (1919).
В 1923-1928 годы Сергей Григорьевич был заведующим Аринской школы Моркинского кантона. В период бурного развития народного образования, культурно-просветительского движения в Марийской автономной области Чавайн не мог оставаться в стороне. В школе было введено самоуправление учащихся, организована комсомольская ячейка. Комсомольцы проводили политинформации, диспуты о внутренней и внешней политике страны. Объединившись в драмкружок, учащиеся вместе со взрослыми ставили для жителей села спектакли, выступали с концертами. Наперекор протестующим церковникам в пасхальную ночь молодёжь поставила спектакль по пьесе С. Г. Чавайна «Грехи искупил грехом».
В 1924 году в базарный день Семика в деревне Кожлаер Моркинского кантона прошёл Пеледыш пайрем. Силами учителей и учащихся Аринской школы на улице села была поставлена пьеса С. Г. Чавайна «Ямблатов мост». Учащиеся под руководством педагога выступали в роли актёров, режиссёров, художников, костюмеров. Общественная работа в школе приобрела самостоятельную форму. Впоследствии многие из выпускников посвятили себя подъёму культуры народа мари.
Сергей Григорьевич занимался и трудовым воспитанием учащихся. Дети работали на пришкольном участке, выращивали овощи, фрукты.
В период работы в Аринской школе писатель создал повесть «Дезертиры» (1929), поэму «Октябрь» (1928), пьесу «Пасека» (1928) и другие произведения.
Сергей Григорьевич Чавайн беспредельно любил детей. В 1910 году в соавторстве с учителем В. И. Ипатовым он подготовил и опубликовал «Третью марийскую книгу», которая явилась первой хрестоматией по родной литературе. В неё включены произведения о жизни и труде детей, о временах года. Живой интерес юных читателей вызвал юмористический рассказ «Дело мастера боится», проникнутый мыслью о том, что в каждом деле надо быть мастером.
Чавайн высоко ценил в детях стремление к знаниям. В рассказе «Самоучка» крестьянский мальчик приезжает из деревни в город и показывает глубокие знания, приобретённые ежедневным кропотливым трудом. Для детей Сергей Григорьевич написал пьесу «Трус». В 1921 году в Казани писатель издал оригинальную по содержанию и языку изложения книгу «Для чтения маленьким детям».
Сергей Григорьевич понимал, как сильно влияет педагог на формирование человеческой личности. В романе «Элнет» (1936) главным героем является учитель Веткин, передовой просветитель народа мари.
Писатель и педагог Сергей Григорьевич Чавайн, стоявший у истоков марийской литературы, создал основу для её дальнейшего развития. Его произведения, адресованные как детям, так и взрослым, обогатили культуру народа мари.
Использованная литература:
Живое наследие : [об основоположнике марийской литературы С. Г. Чавайне : сборник] / Марийский научно-исследовательский институт языка, литературы и истории им. В. М. Васильева. – Йошкар-Ола, 1992.
Материал подготовили сотрудники отдела национальной, краеведческой литературы и библиографии А. Н. Булыгина и А. В. Иванова
- 418 просмотров