Литература русского зарубежья – ветвь русской литературы, которая возникла после 1917 года за пределами Советской России и СССР. Она делится на три периода, соответствующие трём волнам в истории русской эмиграции: 1918-1940-е годы – первая волна, 1940-1960-е годы – вторая волна, 1960-1980-е годы – третья волна.
В 2022 году в рубрике «Литература русского зарубежья» мы знакомили читателей с яркими представителями первого периода русской эмиграции. Второй период, порождённый событиями Второй мировой войны, не отличался массовым характером, поэтому в 2023 году подробнее остановимся на литературе следующей – третьей волны эмиграции.
Писатели-эмигранты третьей волны, как правило, принадлежали к поколению «шестидесятников». Важную роль для этого поколения сыграл факт его формирования в военное и послевоенное время. «Дети войны», выросшие в атмосфере духовного подъёма, возлагали надежды на хрущёвскую «оттепель». Однако вскоре стало ясно, что коренных перемен в жизни советского общества «оттепель» не сулит. Началом свёртывания свободы в стране принято считать 1963 год, когда состоялось посещение Н. С. Хрущёвым выставки художников-авангардистов в Манеже. Как известно, он незаслуженно подверг её резкой критике, не утруждая себя подбором слов. Середина 1960-х считается уже периодом гонений на творческую интеллигенцию и в первую очередь на писателей. Творческая несвобода, жёсткий цензурный режим были обусловлены появлением таких понятий, как тамиздат – публикация запрещённых в Советском Союзе произведений на Западе и самиздат – выпуск литературы частным образом, в обход цензуры. Политические гонения послужили причиной вначале единичных случаев эмиграции, а с 1970 – начала 1980-х – уже массового отъезда советской художественной интеллигенции за рубеж.
С третьей волной эмиграции за границу выезжают В. Аксёнов, И. Бродский, Г. Владимов, В. Войнович, С. Довлатов, А. Галич, А. Гладилин, А. Синявский, Н. Коржавин, В. Максимов, В. Некрасов, А. Кузнецов, А. Солженицын, Д. Рубина и многие другие. Большинство писателей эмигрирует в США, где формируется мощная русская диаспора. Франция, Германия, ФРГ, Израиль и другие страны также стали пристанищем для русских эмигрантов третьей волны. Об этих писателях – наших современниках, людях непростой судьбы и порой большого гражданского мужества, мы расскажем в продолжении рубрики «Литература русского зарубежья».
Владимир Николаевич ВОЙНОВИЧ (1932 – 2018), прозаик
Творческий путь Владимира Войновича начинался так же, как и у многих «детей оттепели». Его первая повесть «Мы здесь живём» (1961) была напечатана в журнале «Новый мир» и сразу же вызвала противоречивую реакцию: и одобрение, и осуждение. Это означало, что молодого писателя заметили и отметили в нём «способность к литературному воплощению явлений и характеров, обнаруженных в жизни». Но путь его к первому заметному событию творческой биографии был нелёгким. За плечами были уже две попытки поступления в Литературный институт, работа в целинных степях Казахстана, которая дала ему немало литературного материала.
Строго говоря, первым литературным опытом Войновича стала песня о космонавтах, строчки из которой – «заправлены в планшеты космические карты» и «у нас ещё в запасе четырнадцать минут» – распевала вся страна. А также тексты других популярных в то время песен, сочинению которых способствовала его работа редактором на Всесоюзном радио.
Родился Владимир Войнович в 1932 году в Душанбе, в семье журналиста. Его семья часто меняла место жительства. Война застала будущего писателя в России. Уже с 11 лет у него начался трудовой стаж: в годы войны мальчик работал в колхозе, а затем на заводе. После войны – вечерняя школа, попытка поступления, как было сказано выше, в Литинститут, зарабатывание на хлеб насущный тяжёлым физическим трудом.
Далее работа в редакции Всесоюзного радио маленькими шажками направляла его на путь писательства. В шестидесятые годы появляются одна за другой его повести: «Расстояние в полкилометра», «Два товарища», «Хочу быть честным», «Путём взаимной переписки». Одним из ярких произведений является его повесть «Владычица» (1968). Это рассказ о силе человеческих чувств, рушащих преграды равнодушия, жестокости и условностей, а также о губительной природе власти, о воле и безволии, о личности и толпе. В 1962 году Владимир Войнович был принят в Союз писателей СССР.
В эти же годы Войнович активно включается в борьбу за права человека, за права писателя. Он подписывает письма в защиту Гинзбурга, Галанскова, Добровольского и Лашковой. «Процесс четырёх» – один из известных политических процессов против диссидентов в СССР в шестидесятые годы. А тут ещё история с его романом «Жизнь и приключения солдата Ивана Чонкина». Роман-анекдот – так определил жанр своего произведения автор – это пародия на поток массовой литературы о военных подвигах и героизме. Он был опубликован в 1969 году за границей, как подчёркивал В. Войнович, помимо его воли. У писателя был договор о публикации романа в «Новом мире», а также с «Мосфильмом», для которого автором был написан сценарий. Но так вышло, что первая часть романа случайно попала в самиздат, а затем кто-то «посодействовал» публикации романа на западе.
Последствия этого Войнович испытал, что называется, «на своей шкуре». Он был лишён права публикации не только «Чонкина», но и всех своих произведений. Ранее опубликованное изымалось из уже вышедших номеров «Нового мира». Пьесы его исключались из репертуаров театров, а если кто осмеливался их ставить, то получал в ответ разгромные рецензии. Словом, размах кампании против Войновича был впечатляющим. А в 1973 году Владимир Войнович к тому же отказался подписать официальное письмо советских писателей с критикой Александра Солженицына и Андрея Сахарова. Всё это в совокупности привело к тому, что в 1974 году В. Войновича исключили из Союза писателей.
На обвинения в стремлении посмеяться своим романом «Жизнь и приключения Ивана Чонкина» над советским солдатом, над чувством патриотизма русского человека писатель ответил так: «В этом романе я смеюсь над многим, но я не смеюсь ни над солдатом, ни над народом, ни над подвигом. Я смеюсь над Сталиным, над его камарильей, над лжегероями, над дутыми героями». Писатель подчёркивал, что отец его был фронтовиком, а сам он мальчиком пережил бомбёжки, голод, в общем, познал все ужасы войны, поэтому он горько осмеивает тех, кто разорил страну, обезглавил командование Красной армии, перегнал миллионы пленных из немецких лагерей в советские, переселил народы, превратив страну в огромный концлагерь.
Многие действия властей были столь бесчеловечны и отвратительны, что их можно было объяснить только абсурдностью происходящего. Именно комическое, по мнению Войновича, становилось наиболее адекватной формой выражения этой абсурдности.
Справедливости ради нужно отметить, что в романе о Чонкине, конечно, юмористическое начало преобладает, но в нём достаточно много и сатирического. А смешное у него порой граничит с очень трагичным.
Несмотря на попытки Войновича донести до критиков суть своего произведения, он становится практически изгоем, лишённым права на какой бы то ни было литературный труд. Поскольку писатель нигде не работал, то подпадал под статью закона о тунеядстве, а это грозило тюремным сроком. Поэтому в 1980 году Войнович был вынужден покинуть страну. Жил в Западной Германии, в Мюнхене, а затем в США. В 1981 году В. Войнович был лишён советского гражданства.
Живя за границей, В. Войнович в первые годы написал сатирическую пьесу «Трибунал», роман «Москва 2042», повесть «Шапка». «Москва 2042» – сатирический роман-антиутопия, действие которого происходит в будущем, в середине ХХI века, в обезумевшем «марксистском» мире. Герой романа – писатель-эмигрант – неожиданно получает возможность полететь в Москву 2042 года и в результате оказывается действующим лицом и организатором новой революции…
Писатель продолжает плодотворно трудиться и одновременно читает лекции в Принстонском университете США.
Во время перестройки отношение власти к Войновичу смягчилось, его произведения вновь стали появляться на страницах советских изданий. Так, в конце восьмидесятых годов в журнале «Юность» был опубликован роман «Жизнь и необычайные приключения солдата Ивана Чонкина». В 1989 году издательство «Московский рабочий» выпустило сборник повестей Войновича. А в августе 1990 года писателю было возвращено советское гражданство, после чего он вернулся на родину.
В 2000 году Владимир Войнович выпустил роман «Монументальная пропаганда», в центре событий которого монумент Сталина и обожательница вождя, ярая сталинистка Аглая Ревкина. Книгу отличает напряжённый сюжет и присущий автору иронический взгляд на нашу недавнюю историю. Далее – книга «Портрет на фоне мифа» (2002), в которой автор изложил собственный взгляд на творчество и убеждения Александра Солженицына. В 2007 году писатель выпустил последнюю часть трилогии про Ивана Чонкина – «Перемещённое лицо». А в 2010 году вышла книга «Автопортрет. Роман моей жизни», в которой Войнович представил свой жизненный и творческий путь. В 2016 году выпустил последнее к настоящему времени произведение – роман-памфлет «Малиновый пеликан».
В последние годы В. Н. Войнович жил и работал в Мюнхене и в Москве. Скончался писатель в 2018 году на 86-м году жизни от сердечного приступа, похоронен в Москве на Троекуровском кладбище.
Владимир Войнович — это целая страница в истории литературы. У него было своё отношение к истории. Вернувшись на родину, писатель сохранил критический взгляд на то, что творится в стране, и продолжил свою общественную деятельность. По мнению окружающих, он был доброжелательным и открытым человеком, который чутко отзывался на все социальные трудности и обладал своей чёткой позицией.
Его заслуги как писателя, общественного деятеля и просто как гражданина были оценены по достоинству. Владимир Войнович – лауреат Государственной премии РФ (2001, за роман «Монументальная пропаганда»). Был удостоен премии Баварской академии изящных искусств (1993), премии «Триумф» (1996), премии им. А. Д. Сахарова «За гражданское мужество писателя» (2002) и других наград.
Сегодня произведения писателя переведены более чем на 30 иностранных языков. Они читаемы и востребованы. По некоторым произведениям Владимира Войновича сняты фильмы, поставлены спектакли.
Центр чтения Национальной библиотеки, располагающий обширным книжным фондом, готов предложить заинтересованным читателям книги популярного писателя. О популярности говорит, к примеру, зачитанная, что называется, «до дыр» книга о бравом солдате Иване Чонкине, изданная Новосибирским книжным издательством «Пасман и Шувалов» в 1993 году. Новые издания захватывающего романа, а также романы «Москва 2042», «Монументальная пропаганда» и другие книги ждут вас, уважаемые читатели, в нашем отделе.
Материал подготовлен главным библиотекарем центра чтения В. В. Зориной.
- 1176 просмотров