ЛИТЕРАТУРА РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ. Владимир МАКСИМОВ

23.05.2023 | 443 просмотра(ов)

Владимир Емельянович Максимов (1930-1995) – русский прозаик.

В. Е. Максимов (настоящие имя и фамилия – Лев Алексеевич Самсонов) – человек и писатель непростой судьбы. Впрочем, очень многие из его поколения, родившиеся в тридцатых годах и заставшие войну в юном возрасте, прошли примерно одну и ту же школу: безотцовщина, беспризорщина, детский дом... Поэтому сам писатель не считал, что детство и юность у него были «сколько-нибудь оригинальные». Его отец, простой рабочий, был репрессирован во время очередной «охоты на троцкистов». Владимир Максимов, сменив имя и фамилию, подростком убежал из дома, по его словам, от крайней бедности и под воздействием книг любимых в ту пору писателей Максима Горького и Джека Лондона. Его «университеты», подобно горьковским, начались рано. Маленький бродяга, а в будущем писатель с мировым именем... Какие только причуды не свойственны жизни!

В «поисках счастья» он был грузчиком, пастухом, работал у косарей. В шестнадцать получил семь лет колонии для малолетних нарушителей, был освобождён, просидев несколько месяцев. Затем трудился на стройках Москвы, Тулы, Красноярска, в составе поисковой группы добывал алмазы на Таймыре, заведовал клубом речников в Игарке... Такой разнообразный жизненный опыт дал многое будущему писателю.

Позднее работал журналистом, а также корреспондентом на радио. А работа внештатным сотрудником в «Литературной газете» дала возможность знакомства с авторитетным писателем Н. Коржавиным, который стал одним из тех, кто дал Владимиру Максимову уроки настоящей литературы.

Известность принесли ему два первых романа: «Мы обживаем землю» (1961) и «Жив человек» (1962), герои которых, испытав жизненные трудности, пытаются осмыслить своё существование через духовный рост. В 1963 году В. Максимова принимают в члены Союза писателей СССР. А вскоре он подписывает коллективное письмо в защиту диссидентов, осуждённых за политические выступления, и получает строгое предупреждение за «политическую безответственность». Переломным в его судьбе стал 1971 год, когда отклонили публикацию нового романа «Семь дней творения» из-за «беспощадно-критического изображения советской действительности и преклонения перед христианскими принципами». Произведение вышло на Западе на русском языке и в переводах, принеся автору широкое признание. А на родине у Владимира Максимова начались большие проблемы. Его направляют на принудительное лечение в психиатрическую больницу, в 1974 году его исключают из СП СССР. В этом же году ему удаётся эмигрировать во Францию.

«Для меня отъезд не был вызовом, я уезжал от безнадёжности», – скажет Владимир Максимов позже в одном из интервью. Во Франции, где начались его годы эмиграции, в 1974 году писатель основал известный журнал «Континент» и до 1992 года был его главным редактором. Журнал был задуман как издание, объединяющее силы противостояния тоталитарной системе и идеологии в СССР и странах Восточной Европы. В разное время с ним сотрудничали А. Сахаров, А. Солженицын, И. Бродский, В. Аксёнов и многие другие представители творческой интеллигенции. В «Континенте» особое внимание оказывалось писателям первой русской эмиграции – И. А. Бунину, В. Ф. Ходасевичу, М. И. Цветаевой, Г. В. Иванову и другим. Печатались произведения авторов, эмигрировавших из СССР после 1970 года, не опубликованные в советской печати по цензурным соображениям. Среди авторов журнала были В. Войнович, А. Галич, А. Гладилин, С. Довлатов и многие другие.

Несмотря на то, что редакционная работа в журнале занимала основное время Максимова, он продолжал заниматься литературной деятельностью. В парижский период он написал несколько романов: «Ковчег для незваных» (1976), «Прощание из ниоткуда» (1982), «Заглянуть в бездну» (1986), «Кочевание до смерти», несколько повестей, пьес, а также множество публицистических статей.

Первый же его роман «Семь дней творения» (1971), написанный до эмиграции и принёсший автору много проблем, стал явлением литературы, а не политики лишь после его отъезда. Роман представляет историю семьи Лашковых, трёх братьев – Петра, Андрея и Василия. В центре внимания автора – Пётр Васильевич Лашков, его дети и внуки. Сам писатель говорил, что это «роман о старом большевике, который к концу жизни переосмысливает свою судьбу, историю государства и того тупика, к которому мы пришли». Но это не исчерпывает содержание романа. В нём, как в ранней прозе, возникает образ дороги – вечного Пути к нравственному очищению, к осознанию своего истинного предназначения в земной жизни, к людям, к себе самому. Жизнь человеческая измеряется в нём мерой нравственности, осмысляется в контексте христианский воззрений на человека и его места в мироздании.

В автобиографическом романе «Прощание из ниоткуда» отразились все основные вехи биографии самого писателя, его удачи и неудачи, симпатии и антипатии. Но почему его прощальное слово звучит «из ниоткуда»? Его герой находится в пути, ни в России, ни на Западе. Он оттолкнулся, ушёл от прежнего, но нового пока не обрёл. И «оглядываясь назад, он посылает не проклятие, а благодарность, которая... не иссякнет в нём, ибо и той частицы, какую удалось унести ему... для него достаточно, чтобы по-сыновьи, с яростью и состраданием любить Россию».

Любовь к родине, жертвование собой во имя блага многих достойна сочувствия и поддерживается автором. Именно таким человеком предстаёт в романе «Заглянуть в бездну» Александр Колчак, один из лидеров Белого движения во время Гражданской войны. Но это ещё и роман о любви, о том единственном чувстве, которое освещает и облагораживает человеческую жизнь, дарует смысл и даёт людям силу.

В эмиграции Максимовым также были написаны пьесы «Кто боится Рэя Брэдбери?», «Берлин на исходе ночи», «Там, вдали за рекой…», «Где тебя ждут, ангел?» и другие, посвящённые главным образом русской эмиграции. Многие из них в дальнейшем получили сценическое воплощение в российских театрах.

Проза Максимова занимает особую нишу в современной русской литературе. В ней выше всяческих достижений прогресса стоит нравственность, стойкость человека, способность по заветам Божьим вынести самые немыслимые жизненные испытания. Поэтому закономерно, что 1990-е годы творчество В. Максимова вернулось к русскому читателю. И сам он в это время неоднократно посещал Россию и подолгу жил в Москве. Ему было возвращено советское гражданство, которого он лишился после эмиграции. Максимов очень надеялся на скорые демократические перемены. Действительность же показала, что эти надежды были преждевременны. В выступлениях Максимова в постперестроечной России всё чаще звучали пессимистические нотки и неверие с точки зрения христианина в благополучное будущее своей родины.

Скончался В. Е. Максимов в 1995 году в Париже, похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

Большинство произведений популярного писателя третьей волны эмиграции В. Е Максимова имеется в фонде центра чтения Национальной библиотеки им. С. Г. Чавайна. Заинтересованным читателям предлагаем Собрание сочинений в девяти томах (Москва, изд-во ТЕРРА, 1993), сборники избранных произведений, а также литературоведческий материал по творчеству писателя, который был использован при составлении данного материала.

 

Материал подготовлен В. В. Зориной, главным библиотекарем центра чтения

Русский