ЛИТЕРАТУРА РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ. Василий Аксёнов

23.03.2023 | 900 просмотра(ов)

Аксёнов Василий Павлович (1932 -2009), прозаик, драматург.

Сын интеллигентных, довольно известных в Казани личностей – П. В. Аксёнова, партийного деятеля, и Е. С. Гинзбург, преподавателя вуза, репрессированных в конце 1930-х годов. Мальчиком Василий был отправлен в детский дом для детей врагов народа. А с 16 лет жил в Магадане, куда была сослана его мать. Евгения Гинзбург, испытав на себе ужасы сталинских лагерей, впоследствии написала автобиографический роман «Крутой маршрут». Книга, потрясающая своей беспощадной правдивостью, получила широкую известность и большой общественный резонанс.

Первое же произведение «Коллеги» (1960) Василия Аксёнова, врача по профессии, с юных лет тяготевшего к писательству, сразу стало необычайно популярным. Повесть о трёх молодых врачах, ищущих своё место в жизни, много раз переиздавалась и получила воплощение на сцене и на экране. Появившиеся далее повести «Звёздный билет», «Апельсины из Марокко», роман «Пора, мой друг, пора» упрочили за Аксёновым славу одного из лидеров «молодой прозы». Эти блистательные произведения, которыми зачитывались шестидесятники, считаются одним из символов эпохи оттепели ХХ века. Его герои были близки и понятны и формировали мировоззрение целого поколения молодых людей. Но в критике произведения Аксёнова вызвали бурную полемику, т. к. в них он заострял внимание на злободневных проблемах того периода и прежде всего – на извечном конфликте поколений, который обретал особенно резкие формы в условиях характерного для того времени процесса отрицания тоталитарного прошлого.

В 1979 году В. Аксёнов стал одним из главных составителей альманаха «Метрополь» – сборника неподцензурных текстов известных литераторов, а также авторов, не допускавшихся в эпоху застоя к официальной печати. В «Метрополе» печатались А. Битов, Ф. Искандер, А. Вознесенский, Б. Ахмадулина, В. Высоцкий, Ю. Алешковский, сам В. Аксёнов и другие авторы. Изданный без разрешения цензуры, альманах вызвал гнев властей, усмотревших в нём попытку вывести литературу из-под контроля государственной идеологии. Уже в следующем году некоторые авторы альманаха оказались за границей. В июле 1980 года уехал и Василий Аксёнов.

На пути к российскому читателю творчество В. П. Аксёнова испытало на себе три волны популярности. Первая была в начале 60-х годов, когда с первых же произведений Василий Аксёнов стал кумиром молодёжи шестидесятых годов прошлого столетия. Вторая волна интереса возникла из-за политического скандала, организованного вокруг альманаха «Метрополь» и связанной с этим эмиграцией писателя. А третья волна популярности началась в перестроечное время, когда в России стали широко публиковать его произведения, в том числе изданные ранее на Западе. Интерес к книгам Аксёнова не ослабевает и сегодня.

Родился Василий Аксёнов в 1932 году в Казани. В пятилетнем возрасте остался без родителей, которые в 1937 году были арестованы и осуждены на 10 лет тюрьмы и лагерей. Мать Евгения Гинзбург, выйдя в 1947 году из лагеря и проживая в ссылке в Магадане, добилась разрешения на приезд сына к ней на Колыму. Школу ему пришлось окончить там же. Спустя много лет, в 1975 году, Василий Аксёнов описал свои впечатления от магаданской юности в автобиографическом романе «Ожог».

В 1956 году Василий Аксёнов окончил Ленинградский медицинский институт и до 1960 года работал врачом. Но, ещё живя на Колыме, Аксёнов пробовал писать. Любовь к литературе привила ему мать. Она знакомила сына с поэзией Серебряного века: по вечерам читала ему Ахматову, Северянина, Гумилёва, Пастернака. Юный Аксёнов начал писать со стихотворений и небольших приключенческих рассказов. С 1960 года –профессиональный литератор. Его произведения стали появляться в толстых журналах. Писателя приняли в члены редколлегии журнала «Юность», который пользовался безмерной популярностью, но считался либеральным возмутителем спокойствия. Василий Павлович занимал активную гражданскую позицию, но его общественная деятельность не нравилась властям. Так, в 1966 году Василий Аксенов участвовал в демонстрации на Красной площади против реабилитации Сталина, а в конце 1960-х писатель ставил подписи под несколькими письмами в защиту диссидентов, за что последовали ему выговоры от Московского отделения Союза писателей СССР.

Советская критика, неоднозначно встречавшая ранние произведения Аксенова, на его более поздние произведения («Жаль, что вас не было с нами», «Мой дедушка – памятник», «Поиски жанра») реагировала уже с враждебностью. За сатирико-фантастическую повесть «Затоваренная бочкотара», вышедшую в 1968 году в журнале «Юность», писателя исключили из редколлегии журнала, назвав антисоветчиком. За этим с середины 1970-х последовал запрет на публикацию всех его книг. Романы «Ожог» и «Остров Крым» он писал, не надеясь, что они будут опубликованы на родине. Критика «несоветского» и «ненародного» писателя становится всё более жёсткой. Время оттепели в общественной и культурной жизни советской страны закончилось.

В 1980 году, опасаясь преследований, Василий Аксёнов уехал в США. Спустя два месяца он узнал, что его лишили советского гражданства. Писатель поселился в Вашингтоне и стал преподавать русскую литературу сразу в нескольких университетах Соединенных Штатов. Продолжал литературную деятельность, параллельно работая журналистом на станциях «Радио Свобода» и «Голос Америки».

За рубежом Аксёнов завершил роман «Ожог» (1974-1980), названный им хроникой 60-70-х годов. В 1981 году был опубликован «Остров Крым», построенный на фантастическом допущении, что история могла быть изменена, будь Крым островом, а не полуостровом. Показывая свободное развитие вымышленной страны, не захваченной большевиками в 1922 году, он затрагивал актуальные проблемы, среди которых были эмиграция и отношение к родине. В 1982 году был написал роман «Бумажный пейзаж», в котором герой сравнил советскую и американскую бюрократию. Спустя три года в печати появилась история о советских стилягах 1970-х – «Скажи «изюм», а в 1986 году вышли путевые заметки Аксёнова об Америке «В поисках грустного бэби».

В эмиграции В. Аксенов много и плодотворно пишет и рассматривается в США как один из самых авторитетных представителей современной русской литературы. Его проза постоянно публикуется в издательстве «Ардис».

В 1989 году по приглашению американского посла Джека Мэтлока Аксёнов впервые после девяти лет эмиграции посетил СССР, а через год писателю вернули гражданство. Далее, продолжая жить в Америке, Аксёнов начал работать над трилогией «Московская сага». В романах «Поколение зимы», «Война и тюрьма» и «Тюрьма и мир» он описывал жизнь нескольких поколений семьи русского врача Градова на протяжении тридцати лет (с начала 1920-х до 1950-х годов), в которые вместилось множество героических и трагических событий – от подавления Кронштадского мятежа и Великой Отечественной войны до сталинских репрессий. Произведение опубликовали в 1992 году, а спустя 12 лет его экранизировал российский режиссёр Дмитрий Барщевский.

Прожив много лет в США, Аксёнов всегда говорил, что американцем он себя никогда не чувствовал. Напротив, уехав из России, Аксёнов остался истинно русским писателем, и всё, что происходило в жизни родной страны, продолжало оставаться в центре его внимания. Об этом свидетельствуют произведения, написанные им в эмиграции, и прежде всего его «Московская сага».

В 2004 году писатель переехал со своей женой Майей Кармен, разделившей с ним все годы эмиграции, которую он называл главной страстью всей своей жизни, в небольшой французский город Биарриц. Свидетелями на их свадьбе незадолго до эмиграции, кстати, были Белла Ахмадулина и Борис Мессерер. Крепкая дружба с ними у супругов Аксёновых продолжалась в течение всей жизни. В том же 2004 году в журнале «Октябрь» был опубликован роман о Вольтере и Екатерине Великой – «Вольтерьянцы и вольтерьянки», который удостоился Букеровской премии России. В 2005 году писателя наградили орденом Искусств и литературы. Вскоре вышла книга его воспоминаний «Зеница ока».

Так Василий Аксёнов получил признание не только на Западе, но и у себя на родине. Но жить ему, к сожалению, оставалось недолго. 6 июля 2009 года Василий Аксёнов после продолжительной болезни скончался в Москве. Писателя похоронили на Ваганьковском кладбище. После смерти, в октябре того же года, в печати появился его последний законченный роман «Таинственная страсть», героями которого стали Роберт Рождественский, Владимир Высоцкий, Андрей Вознесенский, Андрей Тарковский, Евгений Евтушенко, Иосиф Бродский и многие-многие другие. Аксёнов своим откровенным романом предоставил уникальную возможность узнать, как жили кумиры шестидесятых, как сопротивлялись власти, поддавались ей, любили, предавали, во что верили, чем дышали…

Центр чтения Национальной библиотеки имени С. Г. Чавайна готов предложить заинтересованным читателя все произведения популярного русского прозаика. Как отметил один из почитателей творчества писателя, мнение которого разделяем полностью, «читать прозу Василия Аксёнова – сплошное удовольствие! Василий Павлович смог сделать невозможное: в своём творчестве он соединил постмодернизм и сатиру. Читая его повести, видишь всю величину и многогранность таланта писателя. Стиль Аксёнова незабываем, а его великолепное чувство юмора заставит улыбаться даже самого хмурого пессимиста». Добавим лишь, что многие из его произведений не теряют актуальности и в наши дни.

 

Материал подготовлен В. В. Зориной, главным библиотекарем центра чтения

Русский