ЛИТЕРАТУРА РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ. Грустный смех ТЭФФИ

27.04.2022 | 1854 просмотра(ов)

Знаменитая Тэффи – одна из самых ярких фигур русской литературы начала ХХ века. Она говорила о себе: «Я родилась в Петербурге весной, а, как известно, наша петербургская весна весьма переменчива: то сияет солнце, то идёт дождь. Поэтому и у меня, как на фронтоне древнего греческого театра, два лица: смеющееся и плачущее». Её острый взгляд умел схватить правду жизни, подметить как смешное, так и трагичное. А в горьком смехе чувствовалось сострадание к человеку, пронзительная нежность и боль за него.

Под звучным псевдонимом «Тэффи» скрывалась Надежда Александровна Лохвицкая, дворянка по происхождению, — умнейшая женщина с потрясающим чувством юмора. В дореволюционной России она принадлежала к числу самых печатаемых авторов. Тэффи знал буквально каждый, а её произведениями зачитывался сам император Николай II. «Королева русского юмора» пользовалась огромной славой, её словечки вмиг становились крылатыми её остроты были у всех на устах. Известность была столь широка, что шоколадные конфеты и духи «Тэффи», названные в её честь, раскупались мгновенно и пользовались невероятным спросом.

Писательская судьба Тэффи складывалась на удивление удачно. Уже к 1910 году, став одной из самых популярных писательниц в России, она печатается в наиболее известных журналах Санкт-Петербурга. На её стихи даёт положительные рецензии Николай Гумилёв, выходят сборники талантливых юмористических рассказов, психологических миниатюр. Круг её общения в это время – петербургская литературная элита. Казалось бы, всё складывается как нельзя лучше. Но, волею обстоятельств, с 1919 года, начинается эмигрантская одиссея Тэффи, насыщенная самыми невероятными событиями.

Надежда Александровна Лохвицкая (1872–1952) родилась 27 апреля  в Петербурге в родовитой дворянской семье. Отец был профессором криминалистики,  известным адвокатом, книголюбом и не менее известным петербургским острословом. Мать – француженка, любившая  поэзию и хорошо знавшая русскую и европейскую литературу. В семье было четыре сестры, каждая из которых не без успеха пробовала свои силы в литературе. Самой известной из них была поэт Мирра Лохвицкая (1869 – 1905). Её называли «русской Сафо», сравнивая с древнегреческой поэтессой, чья лирика была посвящена теме любви. Избрав литературное поприще, младшая Надежда вынуждена была взять псевдоним, чтобы её не путали с уже знаменитой сестрой.

Достаточно полное представление о Тэффи как писательнице читатели смогли получить после выхода в 1910 году сборника рассказов «Семь огней» и двух томов  «Юмористических рассказов». Следуя традиции Чехова, Тэффи использовала огромное разнообразие типов. Она изображала мелких чиновников, журналистов, путешественников и целый ряд чудаков. Все вместе они создавали образ «человеческой комедии». Причём, она, в отличие от многих юмористов, не выдумывала смешные моменты, чтобы получить комический эффект. Она подмечала действительно смешное в жизни и писала об этом  просто, образно и  понятно каждому. Юмор Тэффи был добродушен, но, в то же время, по сюжету порой  чувствовалась горечь смеха – она сопереживала герою. Так, к примеру, в рассказе «Проворство рук» она показывает факира, который с треском проваливается перед почтеннейшей публикой. Фокус не удался. Бывает. И, вроде бы, ситуация довольно забавная. Но артист при показе номера всё время думает: «С утра одна булочка в копейку и стакан чаю без сахару, а завтра что?» Здесь уже не до весёлого смеха... Под легкими штрихами юмора Тэффи проступают черты вдумчивого писателя-наблюдателя, продолжавшего традиционную для русской литературы тему «маленького человека».

Книги Тэффи следуют одна за другой: «И стало так» (1912), «Карусель» (1913), «Дым без огня» (1914), «Житье-бытье» (1916) и другие. В сборник «Неживой зверь» (1916) вошли трепетные рассказы о детях. О детях она писала много и в других книгах.

 

Как и большинство петербургской интеллигенции, она надеялась, что благодаря революции произойдут живительные перемены в жизни страны. Февраль 1917 года она встретила с энтузиазмом. Но всё, что последовало за октябрём, понять и принять не смогла. «...Матрос с голой грудью и чёлкой-бабочкой обнялся с уличной девкой. А за ним спекулянт, нувориш... заскакали, заплясали. И сколько их! Весь мир загудел от их пляса» – эти слова отражают её настроение того времени и, скорее всего, объясняют  отъезд из России осенью 1919 года.  Уезжая, Тэффи надеялась, что это временно, и уже весной она вернётся на родину. Но ей суждено было прожить на чужбине до конца своей жизни.

 

 В эмиграции Тэффи очень быстро завоевала известность. С 1920 по 1940 год никакой другой писатель, наверное, не имел такой популярности в эмигрантской среде, как Тэффи. В течение двух десятилетий едва ли какая-либо неделя проходила без публикации её рассказов и фельетонов в  газетах и журналах. Писала она  больше об эмигрантском житье – бытье. В её рассказах искали лёгкое весёлое чтение, позволяющее отдохнуть и отвлечься от повседневности. А находили мудрость, доброту и милосердие – и оказывалось, это именно то, чего всем по-настоящему не хватало. В очень непростые времена она щедро дарила радость тысячам своих соотечественников, разбросанных по всему миру.

 

О ней восторженно отзывались М. Алданов, Б.Зайцев, Саша Чёрный. Как и в Петербурге, она была в центре культурной жизни русских за рубежом, хотя её оценка эмиграции была трезвой, трагической, а иногда и жёсткой. «Живём как собаки на Сене» – этот горький каламбур Тэффи знали почти все русские в Париже. Надежды на возвращение оставалось всё меньше, а душа ностальгировала по прошлому: «... Думаем только о том, что теперь там. Интересуемся только тем, что приходит оттуда...»

 

Живя за границей, Тэффи пишет  воспоминания о встречах с интереснейшими людьми своего времени. Рассказывает просто и правдиво, описывая необычные ситуации, отмечая какие-то забавные детали. Из этих мемуаров мы узнаём что-то новое о личности Николая II, проникаемся  ещё большей симпатией к И.Репину, вновь открываем для себя А.Куприна, Ф.Сологуба, З.Гиппиус, А.Толстого... О себе же в воспоминаниях Надежда Александровна не пишет ничего. Слишком личное Тэффи оставляла в глубине своей души, только для себя.

Тэффи ещё запомнилась эмигрантской диаспоре  активной общественной работой. Она вместе с писателями старшего поколения (И.Бунин, Б.Зайцев, А Ремизов) принимала участие в решении самых разных проблем в жизни эмигрантов. К ней, одной из любимейших писательниц, потоком шли просьбы. Она помогала всем. Так, к примеру, ею был организован сбор средств в фонд памяти Ф.Шаляпина, на создание Библиотеки им. А.И.Герцена в Ницце. Тэффи была председателем или членом различных клубов и обществ. Где бы ни появлялась писательница, она вызывала бурную реакцию слушателей.

 

В годы второй мировой войны Тэффи жила во Франции. Трудности военных лет, лишения, которые ей пришлось вынести в оккупированном Париже, подорвали здоровье. В нужде, одиночестве, страдая от болезней, но мужественно держась до конца, завершала Надежда Александровна Тэффи свой жизненный путь. Умерла она 6 октября 1952 года в Париже, последнее пристанище получила там же, под Парижем, на  русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.

 

На протяжении жизни Тэффи опубликовала около 30 книг, половину из них в эмиграции. Мысли о родине, о России, о собственной сложной судьбе не покидали её. В стихах, красивых и грустных, она подытожила свой путь:

Цветут тюльпаны синие

В лазоревом краю.

Там кто-нибудь на дудочке

Доплачет жизнь мою...

 

Тэффи вернулась на  прилавки книжных магазинов и в библиотеки России в  начале 1990-х годов. С тех пор сборники её произведений выходят один за другим и пользуются постоянным спросом. Центр чтения Национальной библиотеки готов предложить заинтересованным читателям все произведения признанной писательницы, в том числе «Избранные произведения» в трёх томах (Москва, «Лаком», 1998), отдельные сборники избранных произведений, а также «Рассказы про детей и для детей», которые интересно читать в любом возрасте. Приходите, берите книги для неспешного домашнего чтения! Уверяем вас - обязательно получите удовольствие!

 

Предлагаем вашему вниманию  некоторые издания:

Тэффи. Смешное в печальном : Роман, рассказы, портреты современников / Тэффи. – Москва : Советский писатель, 1992. – 512 с.

Тэффи. Тонкие письма : Рассказы, воспоминания / Тэффи. – Санкт-Петербург : Азбука, Азбука-Аттикус, 2012. – 288 с.

Тэффи. Моя летопись : [сборник] / Тэффи :  Составитель и автор вступительной статьи Ст. Никоненко. Москва : Вагриус, 2004. – 384 с.

Тэффи. Золотое детство : рассказы / Тэффи; вступительная статья Е.Ю. Зубаревой. – Москва : Махаон, Азбука-Аттикус, 2021. – 128 с.

 

Материал подготовлен В.В.Зориной, гл. библиотекарем Центра чтения

Русский