ЛИТЕРАТУРА РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ. Саша СОКОЛОВ

15.08.2023 | 484 просмотра(ов)

Саша (Александр Всеволодович) Соколов – русский писатель, эссеист, критик, журналист.

Саша Соколов – значительное и загадочное явление русского языка и литературы конца ХХ – начала ХХI века. Он один из немногих, кто, смело переосмысливая лучшие традиции классики, придавал русской литературе современное и всемирное звучание. Блестящий стилист и тонкий психолог, Саша Соколов широко использовал в своём творчестве приёмы постмодернизма, сюрреализма и гротеска. Его роман «Школа для дураков», принёсший Соколову всемирную известность, романы «Между собакой и волком», «Палисандрия» кардинальным образом повлияли на развитие русской прозы, наравне, скажем, с романом «Москва – Петушки» Венедикта Ерофеева.

Но в советское время его дебютному и главному роману «Школа для дураков» (1973) на родине не нашлось места. И это неудивительно, ведь постмодернизм и советская литература – две вещи несовместимые. Однако талант и самобытность автора нельзя было отрицать. На это в первую очередь обратили внимание на Западе.

Интересна и необычна судьба писателя. Человек с независимым от кого-либо и чего-либо характером, Саша Соколов всегда хотел личностной и творческой свободы. Это побуждало его без конца менять место жительства и род деятельности. Неизменной оставалась у него лишь тяга к литературе, к писательству. После окончания школы поступил в Военный институт иностранных языков, затем перешёл на факультет журналистики МГУ им. М. В. Ломоносова. Вскоре перевёлся на заочное отделение этого университета, чтобы без отрыва от учёбы заниматься журналистикой. В это время он жил то в Москве, где прошло практически всё его детство, то в провинции. Примечателен тот факт, что с конца 1967 года Саша Соколов жил и трудился в Марийской АССР, в районном центре Морки. Здесь он писал очерки для республиканской газеты «Марийская правда» и для местной – «Колхозная правда». В этой же газете напечатали  его первый рассказ «За молоком».

Далее следует ещё несколько перемен места жительства и соответственно мест работы, в том числе в еженедельнике «Литературная Россия». Особое мировосприятие Саши Соколова и стремление к независимости не давали ему возможности долго закрепиться на одном месте, а осознание невозможности реализовать свои способности привело его к мысли об эмиграции. Так, не без вмешательства канцлера Австрии, Соколов получает выездную визу и в конце 1975 года улетает в Вену. Вскоре местом его жительства становятся США, а в 1977 он получает канадский паспорт.

В 1976 году в американском издательстве «Ардис» на русском языке выходит его роман «Школа для дураков», который сразу же переводят на многие языки мира.

Саша Соколов – сын торгового советника советского посольства в Канаде. Родился в 1943 году во время пребывания родителей в командировке в Оттаве. С 1947 года семья жила в Москве. В 1950 году мальчик поступил в школу, но советская система воспитания вызывала у него отторжение, отчего часто возникали конфликтные ситуации с учителями. Тем не менее, он успешно получил среднее образование и без труда поступил в 1965 году вначале, как было сказано выше, в Военный институт иностранных языков. Но любовь к литературе, большое желание писать привели его через два года на журфак МГУ им. М. В. Ломоносова.

Уже в период учёбы сформировалось особое мировосприятие Саши Соколова. Свобода была для него очень важна, в том числе в творчестве. В 1965 году он вступил в московскую неофициальную художественно-литературную группу «СМОГ» («Смелость, Мысль, Образ, Глубина» или «Самое Молодое Общество Гениев»), члены которой противопоставляли себя объединениям советских деятелей искусства. Спустя полтора года общество было запрещено. В 1970-е годы Соколов старался во всём обрести независимость. Он часто отказывался от престижных мест работы, что заставляло его не один раз менять место жительства и род деятельности. Но писал постоянно. Его критические статьи, очерки, стихи, рассказы печатались в различных периодических изданиях.

В 1973 году Саша Соколов закончил свой первый и главный роман «Школа для дураков». Но эта экспериментальная проза на грани реальности и фантастики не могла быть напечатана в советском издательстве. Рукопись романа была переправлена на Запад. А в 1976 году произведение было напечатано в американском издательстве «Ардис» и сразу же переведено на многие языки мира. К этому времени Соколов уже жил в США. Оценки романа были восторженными. Среди них выделялись отзывы Нины Берберовой, Владимира Набокова, Иосифа Бродского. Владимир Набоков написал: «…трагическая, обаятельная и трогательнейшая книга». Эта оценка стала для писателя символическим благословением. А Иосиф Бродский, едва услышав первые страницы, воскликнул: «Надо печатать!».

Если очень кратко, это книга об утончённом и странном мальчике, который страдает раздвоением личности и не может примириться с действительностью. По мнению окружающих, он ненормальный, а по Соколову, один из немногих, кто не утратил чувств и живого восприятия. Ребёнок, наделённый особым зрением, очень рано стал понимать, что в этом жестоком мире ему нет места. Вначале кажется, что главный герой просто несёт чепуху. Но тут совершенно другое. У него «проблемы со временем», он не знает, где живёт: в прошлом, настоящем или будущем. Он в мире, где нет смерти, потому что все мёртвые живы. Просто «люди не исчезают сразу. Прежде они превращаются в нечто отличное от себя по форме и по сути. В вальс, например, в отдалённый, звучащий чуть слышно вечерний вальс». Роман посвящён другу автора, мальчику Вите Пляскину. И, как отмечает культуролог, писатель Н. Жаринов, «тяжело не увидеть тут отсылку к пляске святого Витта. Но это не физические конвульсии. Это танец, в котором движется весь текст романа. Герой открывает дверь и оказывается в гроте Миланской крепости с Леонардо да Винчи, а потом борется с соседкой-ведьмой, а вслед за тем вспоминает свои разговоры с Министром Тревог».

То, что вначале кажется чушью, становится откровением. Приходит понимание, что перед нами не сумасшествие, а нечто совсем другое. Ведь потерявшись во времени, герой не знает о смерти, не знает банальности жизни. Он везде и нигде. А вот мы как раз, по мнению автора книги, и сидим в школе для дураков, с её глупыми системами, ущербными правилами, которые всё хотят подогнать под один стандарт. Хотя стандартов не существует. Это роман о свободе, к которой всегда стремился писатель. Свободе от общественных установок, ложных принципов. А ещё – роман о силе воображения и мечты.

Саша Соколов считается одним из крупнейших русских писателей последних десятилетий. По мнению некоторых критиков, под его влиянием в той или иной степени пишут многие современные русскоязычные авторы, использующие приёмы постмодернизма и сюрреализма.

Живя в США и Канаде, Саша Соколов читал лекции в различных университетах. После публикации романов «Между собакой и волком (1980) и «Палисандрия» (1985) перестал печататься и стал писать «в стол». За некоммуникабельность, непубличность и «отшельничество», малую и давнюю писательскую продуктивность заслужил репутацию «русского Сэлинджера». Но, в отличие от Сэлинджера, контактов с миром не прерывал, продолжал писать очерки, эссе, критические материалы и давать интервью.

В 1989 году впервые после эмиграции Саша Соколов посетил СССР. Второе кратковременное посещение Соколовым России состоялось в мае 1996 года по случаю вручения ему престижной Пушкинской премии по литературе. Его нашумевший роман «Школа для дураков» в России впервые был издан в 1990 году, когда его родина прошла путь перестройки и созрела для нового слова в литературе. В том же 1990 году Саша Соколов стал сопредседателем всесоюзной ассоциации писателей в поддержку перестройки «Апрель».

В настоящее время живёт в Канаде.

 

Материал подготовлен В. В. Зориной, главным библиотекарем центра чтения

Русский