ЛИТЕРАТУРА РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ. Пути небесные Ивана Шмелёва

21.09.2022 | 2353 просмотра(ов)

21 сентября родился Иван Сергеевич Шмелёв (1873–1950), известный русский писатель, один из духовных лидеров русской эмиграции.

Произведения Ивана Шмелёва открывают уникальный мир русского верующего человека, христианина, вся жизнь которого проникнута евангельским духом, согрета простой и глубокой верой. Все они – о смысле человеческой жизни, о невозможности её без Бога, без света, красоты. Отсюда необычное тепло, исходящее от его книг, и своеобразный язык, полный напевности, поэзии, свежести. Скорее это стихи в прозе. И чтение их – одно удовольствие! Прочитав однажды, хочется вновь и вновь возвращаться к его строкам, наслаждаясь их лиричностью, красотой и образностью.

И. С. Шмелёву выпало жить во время, когда рушились привычные уклады, ломались судьбы людей. Революция разделила жизнь Ивана Сергеевича на две половины: одну он прожил в России, другую, начиная с 1922 года, на чужбине, в эмиграции. Но где бы ни работал, под родными или чужими звёздами, писал он всегда и только о России, для России, для русского народа. Он верил в свой народ, в его духовную силу. Как отметил К. Бальмонт, «среди зарубежных русских писателей Иван Сергеевич Шмелёв – самый русский».

Нельзя сказать, что для советской читающей публики И. С. Шмелёв был недоступен. Он один из немногих писателей-эмигрантов, которые продолжали публиковаться в России вплоть до 1928 года. Позже некоторые его произведения выходили в нашей стране в 1940, 1966, 1983-м. Окончательно он вернулся в своих книгах на родину уже в перестроечные годы. Всё его духовное наследие – многочисленные рассказы, повести, романы – заставляет «душу трудиться», как и подобает настоящей литературе.

Один очень важный штрих к творчеству И. С. Шмелёва. Когда в эмиграции разгорелись споры о том, кто из русских писателей зарубежья вправе претендовать на Нобелевскую премию, то рядом с Буниным и Мережковским ставили и Шмелёва. Номинантом на эту высшую литературную премию он был дважды.

Родился Иван Сергеевич Шмелёв в Москве в зажиточной купеческой семье, которая свято придерживалась религиозно-патриархального быта, соблюдала обычаи русской старины. (Интересный факт: в роду Шмелёвых по мужской линии испокон веков давали имена только Иван и Сергей.) Детей, а их в семье было пятеро, воспитывали в строгости и любви, с мерной чередой труда и отдыха. В доме у Шмелёвых всегда было шумно: в кабинет к главе семейства часто приходили его работники, на праздники для них накрывали столы во дворе. Воспитателя сыну отец нашёл среди своих же мастеровых. Глубоко верующий пожилой человек много говорил юному Ивану о Боге, высшей справедливости и милосердии. Впоследствии тёплые воспоминания о детстве необыкновенно сочно и поэтично описал Иван Шмелёв в своём ключевом произведении «Лето Господне».

Начальное образование получил дома, под руководством матери, которая окончила Московский институт благородных девиц. Она прекрасно знала русскую литературу и, конечно же, привила маленькому Ване любовь к ней. Далее он учился в гимназии, в которой преподавателем словесности был Фёдор Цветаев, дядя Марины Цветаевой. Он первым заметил литературный дар прилежного ученика и начал всячески развивать его. После гимназии Иван Шмелёв поступил на юридический факультет Московского университета, по окончании которого стал чиновником во Владимирской губернии. Эта работа предполагала поездки по деревням, общение с простыми людьми. Хождение по владимирским землям многое открыло будущему писателю, с детства проявившему чуткость и восприимчивость к народному слову. Здесь он встретил прототипов многих своих повестей и рассказов. Отсюда вышли герои «Патоки», «Гражданина Уклейкина», «В норе», «Под небом». Вскоре юридическая стезя перестала занимать Ивана Сергеевича, и с 1907 года Шмелёв полностью посвятил себя литературному труду.

Громкий успех принесла ему повесть «Человек из ресторана», написанная в 1910 году. Душевные переживания «маленького человека», наделённого от природы отзывчивым сердцем, незаурядным умом и обострённым чувством справедливости, но задавленного жизненными обстоятельствами, нашли горячий отклик в сердцах читателей. «Добрые-то люди имеют внутри себя силу от Господа», – говорит герой повести Яков Скороходов. Он уверен, что если бы все понимали и хранили в себе именно это «сияние правды», то «легко было бы жить». Писатель не просто обличает зло и сочувствует оскорблённому, но утверждает, что при любых обстоятельствах можно сохранить душу, не озлобиться, не жаждать мести, а попытаться осмыслить жизнь и своё место в ней.

Вскоре Шмелёва стали относить к кругу прогрессивных писателей России. Он вступает в объединение «Книгоиздательство писателей в Москве» и сотрудничает там с Буниным, Вересаевым, Зайцевым. Там же выходят его книги.

Февральскую революцию Иван Шмелёв встретил восторженно, к Октябрьской же проявил полную непримиримость, увидев в ней разрушение России. Она усугубилась тем, что его единственного, горячо любимого сына Сергея, офицера русской армии, забрали из лазарета в Феодосии и без суда расстреляли. Эта участь постигла несколько десятков тысяч человек, не пожелавших уехать с врангелевцами на чужбину. Они надеялись на милость победителей и обещанное прощение всем, кто откажется от борьбы с советской властью. Убийство сына, красный террор, начавшийся при большевиках, жестокий голод в Крыму повергли Шмелёва в тяжелейшую депрессию. На основе пережитого, уже будучи в эмиграции, он написал эпопею «Солнце мёртвых», которая вскоре принесла автору известность в Европе. Это рассказ о том, как гибнет всё живое – люди, звери, души, сердца – и глядящее на всё это солнце становится «солнцем мёртвых».

Именно события в Крыму, потрясшие Шмелёва до глубины души, заставили его серьёзно задуматься об эмиграции. И уже в ноябре 1922 года писатель вместе со своей женой покинул Советскую Россию. Сначала отправился в Берлин, а затем в Париж, прожив в этом городе до конца жизни.

В эмиграции Шмелёв много работает, печатается в газетах и журналах. В его произведениях этого периода главная тема – послереволюционная Россия и поиски спасения человека из разверзшейся бездны. Это и упомянутое выше «Солнце мёртвых» (1923), далее – «Каменный век» (1924), «На пеньках» (1925) и другие.

Но не только разоряемая Россия тревожила Шмелёва. В 1929 году выходит книга «Въезд в Париж. Рассказы о России зарубежной», посвящённая тяжёлым судьбам представителей русской эмиграции. Разлучённые с русской жизнью, так и не приняв европейских идеалов, многие потеряли опору своего существования. Шмелёв и сам испытывал такие же чувства, поэтому он всё больше погружается в воспоминания о былом, ища опору в прошлом. Вершиной этого «ностальгического» периода творчества Шмелёва стали его произведения «Лето Господне», «Богомолье». «За тысячи километров от России с упоением пишет о ней. Он переполнен любовью, надеждой, скорбью за землю своих предков. Теперь его единственная цель – рассказать о том, что таится в его памяти, ничего не растерять из этого сокровища, поведать миру свои последние воспоминания», – так говорил французский писатель русского происхождения Анри Труайя, выступая по Парижскому радио в годовщину смерти Шмелёва.

Особое место в творчестве писателя занимает его последний, неоконченный роман «Пути небесные». Это своего рода роман-завещание, в котором писатель искал путь нравственного перерождения. Он точно хотел сказать читателям и самому себе: дорогу осилит идущий. Всего за годы жизни за рубежом Шмелёв выпустил более двадцати книг.

Несмотря на более-менее благополучную, по эмигрантским меркам, писательскую судьбу за рубежом, настоящего, большого, доброжелательного читателя у Шмелёва не было. Этот читатель остался в России. И Иван Сергеевич ни на мгновение не переставал ощущать себя писателем всего русского народа.

Отличающийся добротой и сердечностью, мягкостью характера и глубоким благородством, последние годы своей жизни Шмелёв провёл в одиночестве, потеряв жену и испытывая тяжёлые физические страдания от болезней. Именно в эти годы у писателя проявилась сильнейшая тоска по родине: «Воздуху мне нет, я чужой здесь, в этой страшной шумом Европе. Она меня ещё больше дырявит, отбивает от моего. Хоть в пустыню беги — на Афон – ищи Бога, мира, покоя души». Он решает жить настоящим христианином и с этой целью отправляется в обитель Покрова Божьей Матери, основанную недалеко от Парижа. В тот же день его сердце останавливается.

И. С. Шмелёв был похоронен на парижском кладбище Сент-Женевьёв-де-Буа, откуда его прах вместе с прахом супруги в мае 2000 года был перевезён, согласно его предсмертной воле, и перезахоронен на кладбище Донского монастыря в Москве. Свой вечный покой он обрёл на Родине.

Приглашаем читателей в центр чтения библиотеки за книгами великого русского писателя Ивана Шмелёва. Уверяем вас, его произведения доставят вам истинную радость! Читая их, как отметил один из почитателей его творчества, «отдыхаешь душой». Это, действительно, хорошие книги как по духовной наполненности, так и по красивому образному языку. Особенно подходят они для семейного чтения, ведь так важно, чтобы человек с детства ощущал самобытность уклада русской жизни, знал наши вековые традиции, обычаи. Это настоящая литература на все времена – добрая, умная, правильная, и читать её, конечно, нужно всем!

Центр чтения располагает всеми произведениями И. С. Шмелёва. Представляем вашему вниманию некоторые издания:

Шмелёв И. С. Богомолье. Лето Господне : романы / Иван Шмелёв. – Москва : Издательство ДАРЪ. – 2011. – 848 с.

Шмелёв И. С. Солнце живых : сборник / Иван Шмелёв. – Москва : Издательство ДАРЪ. – 2012. – 528 с.

Шмелёв И. С. Солнце мёртвых : эпопея / Иван Шмелёв. – Москва : Издательство ДАРЪ. – 2012. – 384 с.

Карпов И. П. Шмелёв в школе: Книга для учителя. – Москва : Дрофа. – 2004. – 320 с. – (Писатель в школе).

 

Материал подготовлен главным библиотекарем центра чтения В. В. Зориной

Русский