ЛИТЕРАТУРА РУССКОГО ЗАРУБЕЖЬЯ. «Декадентская мадонна». Зинаида Гиппиус

20.11.2022 | 1247 просмотра(ов)

20 ноября родилась Зинаида Николаевна ГИППИУС (1869 – 1945), поэтесса, прозаик, критик.

Что мне делать с тайной лунной?
С тайной неба бледно-синей,
С этой музыкой бесструнной,
Со сверкающей пустыней?
Я гляжу в неё – мне мало,
Я люблю – мне не довольно...
Лунный луч язвит как жало –
Остро, холодно и больно.
Я в лучах блестяще-властных
Умираю от бессилья…
Ах, когда б из нитей ясных
Мог соткать я крылья, крылья!..

1902

Среди возвращённых в русскую культуру незаурядных личностей имя Зинаиды Гиппиус стоит не в последнем ряду. Её творчество – заметное явление в нашей культуре рубежа ХIХ-ХХ веков. Для критиков и читателей того времени именно дарование З. Гиппиус выделялось как заглавное среди женских имён в литературе. И это неудивительно, ведь её первые публикации стихов и прозы появились в конце 80-х годов, когда ни А. Ахматова, ни М. Цветаева ещё не родились. Во многих отношениях именно З. Н. Гиппиус стала их творческой предтечей.

Поэтесса, прозаик, драматург, публицист и муза многих российских поэтов и мыслителей начала ХХ века. В русской литературе до неё не было женщин такой привлекательности (чего только стоили золотисто-рыжая коса ниже колен и зелёные глаза!), ума и харизмы. Мастер эпатажа, Гиппиус часто носила мужскую одежду, курила ароматизированные папиросы. В поэзии у неё было мужское лирическое «я», что, конечно, не свойственно автору-женщине, мужскими же псевдонимами любила подписывать свои статьи. От благорасположенности критика Антона Крайнего – один из псевдонимов Гиппиус – могла резко измениться судьба молодого дарования.

Хозяйка блистательного литературного салона 1900-1910 годов, примадонна религиозно-философских собраний-мистерий, соиздательница журнала «Новый путь», выходящего в Петербурге в 1902-1904 годах – всем этим занималась «декадентская мадонна», «зеленоглазая амазонка», как называли её многие собратья по перу. Её ранние стихи были отмечены унынием, пессимизмом и меланхолией. Декадентство было свойственно многим поэтам и писателям конца XIX – начала XX веков. Они развенчивали всё старое, как им казалось, отжившее, отрицали исторически сложившиеся духовные ценности и искали новые формы, новые смыслы свободы творчества.

Родилась Зинаида Николаевна Гиппиус в городе Белёв Тульской губернии в семье государственного чиновника. Получила хорошее домашнее образование. После смерти отца семья переехала в Москву, затем в Ялту и Тифлис, где началось увлечение Зинаиды русской классикой, главным образом Ф. М. Достоевским.

Летом 1889 года будущая поэтесса вышла замуж за Дмитрия Мережковского, став ему не только женой, но и единомышленником. Мережковский к тому времени уже издавал свои стихи и был знаменит, а она была поклонницей его поэзии. Молодые люди поженились через год после знакомства. Они были молоды и хороши собой, к тому же талантливы, оба увлекались поэзией, могли часами разговаривать о литературе. Этой супружеской паре было всегда интересно друг с другом. Они прожили в браке, как говорила сама Гиппиус, «52 года, не разлучаясь со дня свадьбы в Тифлисе ни разу, ни на один день».

Вскоре Зинаида Гиппиус с мужем переехала в Петербург, где началась её активная литературная деятельность. В это время она напечатала свои ранние стихи и рассказы, в которых размышляла о «религиозном возрождении» страны. Как молитва, исповедь звучат её стихи: «Христу», «Господь Отец», «Божья тварь», «Молитва» и другие. Здесь, в Петербурге, Гиппиус познакомилась с известными уже на тот момент Я. Полонским, Дм. Григоровичем, А. Плещеевым, В. Немировичем-Данченко. А дом Мережковских стал центром религиозно-философской и общественной жизни Петербурга. Гиппиус в то же время стала хозяйкой литературного салона, в который мечтали попасть все молодые мыслители и начинающие писатели. Для них оказаться там означало получить путёвку в жизнь. Своим дебютом именно Зинаиде Гиппиус в какой-то степени обязаны Блок, Мандельштам, Есенин.

После революции 1905 года в её творчестве все больше начинают возникать общественные вопросы. Так, в 1908 году был опубликован сборник рассказов «Чёрное по белому», в 1911 – «Чёртова кукла», в 1912 – «Лунные муравьи» и другие. З. Гиппиус пытается осмыслить происшедшие в России события, главной для неё стала проблема – герой и революция.

Революцию 1917 года З. Гиппиус встретила крайне враждебно, как и её муж Д. Мережковский. Позже в своём дневнике она писала о большевиках: «Каждый длящийся день их власти – это лишнее столетие позора России в грядущем...» В 1919 году вместе с Мережковским ей удалось выехать сначала в Варшаву, а затем в Париж. В эмиграции в своих статьях и стихах выступала с резкими нападками на советский строй. Именно это послужило главной причиной запрета на родине произведений З. Гиппиус.

В Париже по инициативе Гиппиус в 1927 году было создано воскресное литературно-философское общество «Зелёная лампа» – своего рода продолжение одноименного сообщества начала XIX века, в котором участвовал Александр Пушкин. В доме Мережковских вновь, как и в Петербурге, объединились литераторы и мыслители, но теперь уже зарубежья: Иван Бунин и Марк Алданов, Николай Бердяев и Георгий Иванов, Надежда Тэффи и Владислав Ходасевич.

Что касается творчества Гиппиус, то её творческая активность за границей постепенно стала затухать. Она всё больше убеждалась, что поэт не может творить вдали от Родины. В душе остаётся «тяжёлый холод», она мертва, как «убитый ястреб». Эти метафоры становятся ключевыми в последнем сборнике Гиппиус «Сияния» (1938), пронизанном ностальгией и одиночеством:

Я весь, и сердцем, и телом
Тебя позабыл давно,
Как будто в дому опустелом
Закрылось твоё окно.

В 1941 году умер Дмитрий Мережковский. Зинаида Гиппиус очень тяжело перенесла потерю мужа. «Я умерла, осталось умереть только телу», — писала она после смерти мужа. В последние годы жизни писательница работала над большой поэмой «Последний круг», которая была издана лишь в 1972 году, и над мемуарами «Дмитрий Мережковский» – биографией покойного супруга.

Зинаида Гиппиус пережила Дмитрия Мережковского всего на четыре года. 9 сентября 1945 года в возрасте 76 лет она скончалась. Писательницу похоронили в Париже на русском кладбище Сен-Женевьёв-де-Буа в одной могиле с мужем.

Литературное наследство, оставленное З. Н. Гиппиус, большое и разнообразное. Это стихи, рассказы, несколько романов, пьесы, литературная критика, публицистика, мемуары. Определённый интерес представляют воспоминания о Блоке, Брюсове, Розанове, Сологубе, о ближайшей подруге императрицы Александры Фёдоровны Анне Вырубовой. В центре чтения Национальной библиотеки заинтересованный читатель сможет взять для неспешного домашнего чтения большинство произведений писательницы.

 

Представляем вашему вниманию наиболее популярные издания, пользующиеся спросом у читателей:

Гиппиус, З. Н. Стихотворения. Живые лица / З. Н. Гиппиус ; вступ. ст. Н. Богомоловой. – Москва : Худож. лит. 1991. – 471 с. – (Забытая книга).

Гиппиус, З. Н. Чёртова кукла. Проза. Стихотворения. Статьи / З. Н. Гиппиус ; вступ.ст. В. Учёновой. – Москва : Современник, 1991. – 588 с.

Гиппиус, З. Н. Проза поэта / З. Н. Гиппиус. – Москва : ВАГРИУС, 2000. – 272 с.

Гиппиус, З. Н. Живые лица : воспоминания. Книга 2 / З. Н. Гиппиус. – Тбилиси : МЕРАНИ, 1991. – 384 с

 

Материал подготовлен главным библиотекарем центра чтения В. В. Зориной

Русский