Литература нашего времени. «Роман века» Алексея Слаповского

28.11.2017 | 2441 просмотра(ов)

В 2017 году исполняется 100-лет Великой российской революции. За эти годы в стране случилось много разного, порой диаметрально противоположного, и хорошо бы иметь память о непростом столетии не только в виде сухо изложенных исторических фактов, но и показать историю страны с помощью жизнеописания обычных людей, участников тех событий. Что и сделал Алексей Слаповский в своём новом романе «Неизвестность».

Слаповский, А. Неизвестность : «роман века». 1917-2017 : [18+] / Алексей Слаповский. – Москва : АСТ, Редакция Елены Шубиной, 2017. –  504 с. – (Новая русская классика).

Алексей Слаповский (р. 1957) – прозаик, драматург, сценарист. Окончил филологический факультет Саратовского университета, работал учителем, корреспондентом радио и телевидения, редактором в журнале «Волга». Автор романов «Я – не я», «День денег», «Синдром феникса», «Победительница», «Они», «Гений» и многих других. Романы писателя неоднократно издавались в России и за рубежом, а пьесы идут во многих театрах России и других стран. Он также автор сценариев нескольких популярных телесериалов и кинофильмов.

Новый роман писателя «Неизвестность» носит подзаголовок «роман века» – события охватывают ровно сто лет, с 1917 по 2017 годы. Это семейная сага, история нескольких поколений семьи Смирновых – в дневниках, письмах, документах, рассказах и диалогах. Роман вошёл в короткие списки премий «Национальный бестселлер» и «Большая книга».

Повествование начинается с жизнеописания инвалида Первой мировой войны, однорукого крестьянина Николая Смирнова, который прочувствовал судьбу страны, что называется, на собственной шкуре, пройдя через Гражданскую войну, голод, болезни, а потом участвуя в коллективизации и индустриализации. Это и история его сына, Владимира Смирнова, школьника тридцатых, который мечтал стать танкистом, а стал сотрудником НКВД. Он бесследно сгинет в 1941 году, оставив сына Антона, который, в свою очередь, родит Виктора, а тот – Глеба, и уже на последних страницах, уже в наше время, появится девочка Лика, Гликерия, которая будет носить другую фамилию. И, видимо, на этом заканчивается и семейная хроника (2017 год), и история фамилии.

Алексей Слаповский написал роман как своего рода беллетризацию домашнего архива Смирновых. Каждая глава исполнена в своей повествовательной технике. Писатель ставил задачу не просто описать, а вжиться в своих героев, в их речь. Посмотреть на всё не извне, а изнутри, из каждого персонажа, разделяя его и правоту, и неправоту. Быть не судьей и не подсудимым, а соучастником: «Мне важно было, чтобы всё – от первого лица. Важно было понять, как меняется язык человека на протяжении жизни – той, что ему выпала, часто очень короткой. Существование языка, его развитие, история – одна из главных моих тем».

У романа есть особое послевкусие: несмотря на то, что многие истории заканчиваются трагически, остаётся чувство, что после ухода того или иного персонажа со сцены остаётся что-то хорошее, что он продолжается хотя бы в потомках. Нет гнетущего ощущения бессмысленности происходящего, беспощадности времени: это обнадёживает.

Текст романа см.: https://bookz.ru/authors/slapovskii-aleksei/neizvest_879/1-neizvest_879.html

Материал подготовлен Н. В. Осокиной,

главным библиографом ИБО

 

Русский