2 и 4 апреля сотрудники нашей библиотеки посетили Национальную художественную галерею, где проходит выставка «Праздники по-русски». На ней представлено более 100 произведений живописи, декоративно-прикладного и народного искусства из собрания Государственного Русского музея (г. Санкт-Петербург). Работы известных русских художников И. Репина, Г. Мясоедова, К. Маковского, А. Рябушкина, Б. Кустодиева, П. Кончаловского раскрывают тему праздника в русском изобразительном искусстве XVIII-XX веков.
Своеобразие праздничной жизни ярко запечатлелось в картинах мастеров живописи: пасхальные богослужения, крестные ходы, придворные балы, светские рауты, народные гуляния, семейные застолья.
Экскурсии провели сотрудники галереи Анна Вячеславовна Зиновьева и Анна Валерьевна Макарова. Их содержательный и эмоциональный рассказ никого не оставил равнодушным. Мы узнали, например, как именно интерпретировали тему праздника художники разных эпох, что служило поводом для написания картин этой тематики. И в конце экскурсии попытались ответить на вопрос, какой же он – праздник по-русски?
Хочется рассказать о некоторых полотнах, которые произвели самое сильное впечатление.
Одна из первых картин выставки – «Ассамблея при Петре I» польского художника Cтанислава Хлебовского. Кажется, всё в ней ярко и торжественно: дамы и кавалеры, роскошные платья и камзолы, но ощущается в изображении какая-то искусственность… Правило устраивать ассамблеи – увеселительные вечера – ввёл Пётр I, желая привить на русской почве некоторые западноевропейские традиции, казавшиеся ему полезными.
Следующая картина – «Две девушки в день Семика», художник Дмитрий Осипов. Конечно, нам стало интересно, что же это за «семик» такой. Оказалось, это старинный русский праздник. Отмечается он в четверг перед Троицей. Считается женским праздником. В Семик девицы шли в лес «завивать берёзу» («Во поле берёза стояла» – это оттуда). При завивании венков девушки кумились – проводили обряд, после которого называли друг друга «кума»: дружба их становилась особенно тесной.
«Масленица» имеет типичный для картин этой тематики сюжет – катание на тройках. Главное отличие «Масленицы» Петра Грузинского в том, что герои её смотрят прямо на зрителя, это делает картину похожей на коллективный портрет или студийную фотографию, а зритель становится как бы непосредственным участником происходящего. Кажется, что изображённые на полотне кони несутся с огромной скоростью, что, по народным поверьям, обещает богатый урожай.
В XX веке главным всенародным праздником в нашей стране стал День Победы. По-своему увидел его художник Глеб Савинов, изобразивший на своём полотне тихий личный праздник. Молодые люди на картине выглядят беззаботно, а в стариках ощущается печаль. Не в лицах, в самих силуэтах. И невольно подмечаешь, сколько наград на мундире, что небрежно повешен на спинку стула.
Участники экскурсии искренне благодарят руководство Национальной художественной галереи за возможность окунуться в историю русского изобразительного искусства, неразрывно связанную с историей Отечества.
Информация подготовлена Н. Е. Орловой, главным библиотекарем отдела социально-экономической литературы
- 292 просмотра