14 октября в Национальной библиотеке состоялось открытие авторской выставки Раисы Сергеевны Маныловой «Кружевная сказка». Мастер познакомила гостей с изысканным видом декоративно-прикладного творчества – кружевоплетением на коклюшках.
Ещё совсем недавно крестильные рубашечки, рушники, скатерти, занавески и салфетки из кружева были в каждом доме. С наступлением эпохи машинного кружевоплетения мода на ручное кружево начала уходить в прошлое. И тем ценнее представленные на выставке уникальные экспонаты, созданные Раисой Маныловой, – ажурные жилеты, салфетки, скатерти, воротнички, – которые воспринимаются как произведения искусства.
Раиса Сергеевна более 20 лет занимается созданием кружевных изделий, используя вологодско-кировскую технику плетения кружева на коклюшках. Мастер трепетно и с уважением относится к этому виду декоративно-прикладного творчества, с сожалением отмечая, что сейчас становится всё меньше людей, занимающихся кружевоплетением, и тех, кто носит изделия, украшенные кружевом. А ведь женщина в таких изящных кружевных нарядах выглядит особенно элегантно!
Кружево – особое явление народной культуры. Как в музыке из семи нот создаётся удивительный мир мелодии, так и в кружеве из небольшого набора элементов создаются изделия, поражающие своей красотой и бесконечностью узоров.
Русское кружевоплетение развивалось и совершенствовалось на протяжении нескольких столетий. На каждом этапе его развития были созданы великолепные образцы прикладного искусства, отличающиеся высоким мастерством и совершенством исполнения. Трудно установить точное время появления кружева. Памятников, созданных ранее XVII века, не сохранилось. В этот период ценилась не столько искусная работа, сколько сам материал – эффектная блестящая дорогая нить. Кружево даже продавали на вес (фунты и золотники). Такое кружево было признаком роскоши и богатства. Золото-серебряное кружево этого периода поражает разнообразием орнаментальных узоров и замысловатостью их форм.
Нитяное кружево, расцвет которого приходится на вторую половину XVIII – первую половину XIX века, отличает красота и тщательность исполнения.
Впервые русское кружево было показано на Всемирной выставке в Вене в 1873 году, где получило золотую медаль и Гран-при. После такого успеха спрос на него значительно возрос. Оно экспортировалось во многие страны мира: Англию, Голландию, Китай, Иран, Турцию, США и другие страны.
Кружево плели, как правило, деревянными палочками – коклюшками – по рисунку-сколку, который прикрепляют к специальной подушке в форме валика. Такое кружево называется сколочным. Кружево, плетённое без сколка, по числу переплетений, – численным.
В России в XIX веке насчитывалось 12 центров кружевоплетения. Кружево Вологодской губернии отличалось характерным растительным орнаментом, его выплетали из льняных ниток.
Широкое развитие кружевной промысел получил в XIX веке в Вятской губернии с центром в селе Кукарка. Узоры этого кружева содержат изобразительные мотивы, растительные и геометрические композиции. Вятское кружево сравнивают по строгости и простоте с вологодским. А по лёгкости и тонкости – с елецким. Город Елецк Орловской губернии был известным кружевным центром. Узор елецкого кружева преимущественно растительно-орнаментальный. Плели елецкое кружево из белой хлопчатобумажной или тонкой льняной нити. Кружеву этого центра свойственны лёгкость и нежность узора.
Современные кружевницы используют традиции русского золото-серебряного и нитяного кружева.
В настоящее время именитые дизайнеры домов мод Coco Chanel, Valentino и других активно используют кружево в своих моделях. Оно является популярным элементом моды, придающим нарядам элегантность и изысканность.
Выставка «Кружевная сказка» дала возможность познакомиться с автором экспозиции Раисой Маныловой и с удивительным видом декоративно-прикладного творчества – кружевоплетением на коклюшках. Гости выставки не только восхитились великолепием кружева, но и оценили трудоёмкий процесс его создания, требующий мастерства, терпения и фантазии.
Выставка «Кружевная сказка» экспонируется до 1 декабря 2024 года.
Куратор выставки: отдел естественно-научной и технической литературы, каб. № 312, 3 этаж.
Информацию подготовила Г. Б. Леденейкина, заведующая отделом естественно-научной и технической литературы
- 145 просмотров