Краеведческая лаборатория «Бренд библиотеки как фактор её развития»

18.10.2024 | 159 просмотра(ов)

Национальная библиотека имени С. Г. Чавайна, научно-методический центр для библиотек республики, реализует программу мероприятий по повышению квалификации библиотечных специалистов. В рамках программы ежегодно в октябре проводятся занятия республиканской творческой лаборатории по краеведению. В этом году 17 октября прошло занятие на тему «Бренд библиотеки как фактор её развития» с участием заведующих краеведческими секторами центральных и муниципальных библиотек, библиотечных специалистов, занимающиеся краеведческой деятельностью, сотрудников главной библиотеки республики.

Из муниципальных библиотек участниками мероприятия стали 40 специалистов Горномарийского, Волжского, Звениговского, Килемарского, Куженерского, Мари-Турекского, Новоторъяльского, Оршанского, Советского, Юринского районов и города Йошкар-Олы.

На занятии творческой лаборатории были рассмотрены актуальные вопросы: формирование и продвижение бренда современной библиотеки, особенности библиотечного брэндинга, создание привлекательного образа библиотеки, использование традиционных методов и новых подходов в продвижении краеведческих знаний; применение PR-технологий в практике работы модельных и именных библиотек.

Прозвучали выступления специалистов Национальной библиотеки имени С. Г. Чавайна, библиотек Новоторъяльского, Звениговского, Волжского муниципальных районов и города Йошкар-Олы.

Открыла мероприятие заместитель директора главной библиотеки Татьяна Викторовна Виноградова, отметив, что брендирование – это сложная междисциплинарная тема, стоящая на стыке разных областей знания, в том числе краеведения, экономики, имиджелогии. В настоящее время в библиотеках республики используются лишь отдельные составляющие по формированию бренда. Системная работа по брендированию требует больших усилий, привлечение экспертов. Также Татьяна Викторовна обратилась к участникам творческой лаборатории с просьбой поработать на местах с авторами, издателями и пригласить их к участию в XI республиканском конкурсе «Книга года Марий Эл».

Заведующая научно-методическим отделом Татьяна Леонидовна Домрачева в своём выступлении осветила этапы создания бренда территории; особенности бренда в библиотечной отрасли и обобщила опыт именных библиотек в республике.

О слагаемых успеха в создании положительного имиджа центральной детской библиотеки г. Йошкар-Олы рассказала её заведующая Эльвира Федаильевна Нигматзянова. Она отметила, что формирование нового образа библиотеки началось в связи с присвоением ей статуса модельной библиотеки нового поколения. В процессе модернизации создан новый фирменный знак, изготовлена сувенирная продукция с собственным логотипом. При создании видеороликов, проведении телемостов и презентаций используется заставка с логотипом. Разработан новый дизайн страницы библиотеки в социальных сетях «Библиотечный город», и сегодня это отличная площадка для поиска идей, обсуждения актуальных вопросов и нахождения свежих решений.

О креативных, увлекательных мероприятиях, которые делают библиотечное пространство Звениговской центральной библиотеки привлекательным для населения, рассказала Надежда Юрьевна Куликова, директор Звениговской библиотечной системы. Участникам были продемонстрированы видеоролик с фрагментами театрализованных мероприятий, а также видеоопрос, проведённый на улицах города, с отзывами местных жителей о библиотеке.

С работой центральной библиотеки Волжского района по сохранению и популяризации творческого наследия народного поэта Республики Марий Эл Семёна Вишневского познакомила библиотекарь Алёна Николаевна Лаптева. Она отметила, что после создания литературного зала С. А. Вишневского, активизировалась работа библиотеки: ежегодно проводятся Вишневские чтения, акция «Читаем С. Вишневского»; выпущен сборник «Песни на стихи Семёна Вишневского»; разработан и реализован проект «Литературная карта Волжского района». Многие годы библиотека является центром по сбору и изучению творчества своего именитого земляка и поддерживает связи с его родными.

Заведующая Чуксолинской библиотекой Новоторъяльского района Людмила Ивановна Соколова на ярких примерах из своей практики продемонстрировала, как можно добиться того, чтобы сельская библиотека стала полноценным культурным центром, притягивающим все слои населения. При библиотеке уже более 10 лет работает мини-музей с предметами деревенского быта. Музейные коллекции пополняются и книжными экспонатами, связанными с личностью, событием, местом, которые чтит библиотека. Здесь проводятся лекции, мастер-классы, экскурсии, уроки истории и культуры марийского народа. В перспективе библиотеки – реализация новой концепции как библиотеки-театра.

Затем для участников творческой лаборатории была проведена игра-тест на знание маркетинговых терминов. Задания были простыми: дать определение маркетингового подхода в различных библиотечных ситуациях.

В завершении мероприятия библиотекари познакомились с выставкой «Книга года Марий Эл». Об истории конкурса, условиях его проведения, книгах-участницах и некоторых авторах рассказала Ирина Николаевна Нагибнева, главный библиотекарь центра чтения. После знакомства с книгами желающие могли проголосовать за понравившееся издание из уже представленных на конкурс.

По итогам творческой лаборатории её участники обменялись мнениями и обсудили возможные направления дальнейшего развития деятельности именных библиотек. Профессиональная встреча получилась информативной, полезной и плодотворной.

Фотоальбом

 

Материал подготовила заведующая научно-методическим отделом Т. Л. Домрачева

Русский