КНИЖНЫЙ ВЕРНИСАЖ: ВИТАЛИЙ ВУЛЬФ «МУЗЫ ВЕЛИКИХ»

20.01.2021 | 1310 просмотра(ов)

Отдел литературы по искусству приглашает любителей и ценителей прекрасного познакомиться с наиболее интересными изданиями из богатой книжной коллекции по разным видам искусства.

Вульф В. Музы великих. Женщины, вдохновлявшие гениев / Виталий Вульф, Серафима Чеботарь, Виктория Катаева. – Москва: Текстура-пресс: Яза: Эксмо, 2012. – 512 с.

Большинство «обычных людей» знали Виталия Вульфа (1930-2011) по телепередачам серии «Серебряный шар», которые затем легли в основу его одноимённых книг. В них он рассказывал об известных персонах из мира искусства, со многими из которых был лично знаком. Элегантный джентльмен, он сам, как и его герои, стал легендой культурного процесса ХХ века.

В 2012 году вышла в свет последняя книга Виталия Вульфа в соавторстве с Серафимой Чеботарь и Викторией Катаевой «Музы великих». Говорят, что за каждым великим мужчиной обязательно стоит незаурядная женщина, потому что даже величие нуждается во вдохновении, лучшим источником которого всегда была и будет Любовь в лице его избранницы. Книга «Музы великих» отдаёт должное женщинам (музам Пушкина, Толстого, Достоевского, Чехова, Дали, Рериха, Феллини и др.), которые вдохновляли самых прославленных гениев и которым мы обязаны рождением бессмертных шедевров в искусстве, литературе, науке и даже политике.

Сегодня наш рассказ об одной из них. Читаем: «В санкт-петербургском Эрмитаже, в зале Матисса, висят друг напротив друга два портрета одной и той же женщины, один – в молодости, другой – много позже. Под ними надпись – «Портрет Л.Н.Д.» Лидия Николаевна Делекторская. Подпись инициалами была сделана по её собственному настоянию, когда она передавала портреты в дар музею, - всего же она подарила России десятки работ Матисса, и ни за одну из них не требовала благодарности». Больше 20 лет Лидия Делекторская была музой, секретарём, натурщицей, помощницей, другом и вдохновительницей великого французского художника, а после его смерти ещё не один десяток лет служила его памяти, заботясь о наследии Матисса. В официальных монографиях её роль в жизни Матисса долго обходили молчанием, упоминая лишь как об одной из натурщиц, и только в последнее время о Лидии Делекторской пишут так, как она того достойна, - рассказывают о женщине, украсившей, согревшей и осветившей последние годы жизни великого художника». Лидия Делекторская родилась в Томске и воспитывалась в интеллигентной обеспеченной семье детского врача. Революция, а затем гражданская война разметали неспешное томское бытие. Потеряв родителей, она, как и многие русские люди в 20-х годах ХХ века, оказалась сначала в Харбине, а затем во Франции. Молодая девушка перебивалась случайными заработками до той поры, пока не увидела объявление о том, что некоему художнику требовался помощник. Так она очутилась в семье Анри Матисса, которой русская девушка понравилась молчаливостью, исполнительностью и мягким характером. Сам Матисс не обращал внимания на молодую сиделку его жены, но однажды художник набросал её портрет. Затем были ещё несколько десятков изображений Лидии: портретов, рисунков, набросков. Со временем Лидия стала главной собеседницей и соратницей мастера: многие исследователи до сих пор гадают, что связало молодую красавицу и престарелого художника. 20 лет, по воспоминаниям Делекторской, «я была «светом его очей», а он для меня – единственным смыслом жизни». Два раза в год – на день рождения Лидии и Новый год – Матисс дарил ей свои оригинальные рисунки. А потом она стала покупать произведения художника, чтобы дарить их российским музеям. Вначале это было выражением её радости за Родину, которая ценой стольких страданий одержала победу в страшной войне. А затем ей очень хотелось, чтобы в СССР было собрано наиболее полное собрание творчества великого мастера. Ей не разрешили вернуться в СССР, и уже после смерти Матисса она жила одна в Париже и считалась одним из виднейших специалистов по творчеству художника. Первым, кто признал её роль как музы Матисса, был искусствовед Раймон Эсколье, который написал, что главной вдохновительницей художника «благодаря великолепной пластике, красоте и выразительности лица, благодаря уму и характеру остаётся Лидия Делекторская». Она скончалась в 1998 г., и была похоронена на знаменитом парижском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа, но усилиями родственников через несколько лет её прах был перевезён в Россию. Ныне Лидия Делекторская покоится на кладбище г. Павловска. На памятнике выбиты слова Пикассо: «Матисс сохранил её красоту для вечности».

 

Информация подготовлена заведующей отделом литературы по искусству И. Н. Овчинниковой.

Русский