КНИЖНЫЙ ВЕРНИСАЖ: Стиль бидермайер

07.02.2021 | 1344 просмотра(ов)

Отдел литературы по искусству приглашает познакомиться с наиболее интересными изданиями по разным видам искусства.

Федотова, Е. Д. Бидермайер / Е. Д. Федотова - М. : Белый город, 2005. - 48 с. : цв. ил.

 

После отречения Наполеона от престола представители европейских государств собрались в Вене, чтобы пересмотреть политическую карту Европы. Венский конгресс констатировал крушение Французской империи, вернул законные права монархов, утративших свои владения. Был создан Священный союз России, Австрии и Пруссии. Австрийская империя и раздробленная на 38 государств Германия объединились в Германский союз. Мир, наступивший после окончания наполеоновских войн, способствовал развитию торговли, техническому прогрессу, появлению крупных предприятий. Всё это способствовало росту влияния бюргеров, желавших оградить себя от общественных проблем, создав уютный мирок для личной жизни. Это породило в немецко-австрийской культуре стиль бидермайер, получивший популярность и в других европейских странах.  

Это название происходит от немецкого Biederman – порядочный человек и имени собственного – Maier. В 1848 году поэт И. фон Шеффель опубликовал два стихотворения – «Вечернее уютное времяпрепровождение бидермана» и «Сетования праздного Майера». Другой немецкий поэт Л. Айхордт из слов «Biederman» и «Maier» составил псевдоним «Бидермайер» и стал подписывать им свои произведения. В это же время пожилой школьный учитель С. Ф. Заутер издал книгу сатирических стихотворений. Друг Айхордта, А. Кузмауль, прочитав эту книгу, начал писать стилизованные под Заутера стихотворения, которые друзья печатали, подписываясь именами вымышленных авторов Готлиба Бидермайера и Горация Прямодушного. Отдавая дань уважения Заутеру, Айхардт писал, что он был «образцом скромного бидермана, который довольствовался своей комнатушкой, крошечным садиком и жизнью в забытом богом городе. Он умудрился найти и в своей непрестижной профессии сельского учителя невинные радости земного счастья». Так произошло отождествление псевдонима Бидермайер с провинциальным учителем Заутером. Подобный персонаж, словно сошедший с полотна немецкого живописца Карла Штицвега «Запах роз рождает воспоминания», наглядно олицетворял тип человека из мелкобуржуазных слоёв общества, мечтающего о спокойной, комфортной жизни, свято охраняющего свой личный мирок.

Для такого образа жизни идеально подходили популярные в то время уютные особняки. Их прообразами были дома великих немецких писателей И. В. Гёте и Ф. Шиллера. Неяркие во внешнем оформлении они располагались в живописном парке, полном цветов и разнообразных растений. Гёте, увлекавшийся разработкой теории цвета, лично занимался убранством интерьеров. Главным принципом оформления комнат становится функциональность. Производство предметов быта было поставлено на поток. Это сделало их дешевле. Уникальность вещей утратила своё значение.

В уютные гостиные особняки переместилось творчество литераторов и композиторов бидермайера. Поэзия и проза стали источником заполнения «альбомов на память». Авторы этой невзыскательной литературы стремились увлечь читателя в мир мещанской идиллии. На сценах театров царила сентиментальная бюргерская мелодрама, отвечавшая вкусам общества, живущего узкими интересами достижения благополучия. Для низших слоёв общества сочинялись фарсы – пьесы, напоминающие лубочные картинки. Их персонажами были разбогатевшие и живущие счастливой жизнью простаки, бродяги, мошенники. Из песен (зингшпилей), которые сочинял к пьесам сам Гофман, выросла оперетта. В музыкальных салонах звучала фортепианная музыка Шуберта, Мендельсона, Шумана. Были популярны вальсы и польки-галопы И. Штрауса-отца, исполнявшиеся оркестром И. Штрауса-сына.

В живописи преобладали сюжеты из современной жизни. Одними из первых мастера бидермайера обратились к пленэрной живописи, часто изображая сцены прогулок, пикников на природе. Стали популярны «малые сады», которые можно было разбить на подоконнике или в палисаднике, как это сделал любитель кактусов с картины Карла Шпицвега. Типичный персонаж портретных изображений – чудаковатый горожанин, ведущий замкнутый образ жизни, отгороженный от общественных забот и живущий милыми его сердцу интересами. Добрая насмешка и ноты лиризма прочитываются в этих трогательных образах.

В портретной живописи художники бидермайера проявляли больше внимания к предметному миру, чем к проникновению в духовный мир своих моделей, изображаемых в интерьере, увлечённых домашними занятиями. Особенно популярны были детские портреты, на которых с долей сентиментального восхищения запечатлевались ухоженные играющие дети, словно скопированные с рождественских открыток.

Изменились и предпочтения в одежде. Человек в цилиндре на портретах становится популярней, чем военизированные герои. Он олицетворяет собой жизненную хватку, необходимую в делах бизнеса. Мужской костюм стал практичным, тогда как дамские наряды с широкими юбками и шлейфами порой мешали на улицах движению конок и пешеходов.

К середине XIX века общество начинает отдавать предпочтение искусству, откликающемуся на злободневные проблемы современности. Это означало конец бидермайера и рождение искусства предреволюционной и революционной эпох. Но увлечение этим великим стилем и ностальгия по добрым старым временам его популярности, живы и по сей день. Бидермайер исчерпал своё время, но оставил память о себе в каждой национальной культуре.

 

Информацию подготовила О. А. Сокольникова, главный библиотекарь отдела литературы по искусству.

Русский