Отдел литературы по искусству приглашает ценителей и любителей прекрасного познакомиться с наиболее интересными изданиями из богатой книжной коллекции по разным видам искусства.
Образцов С. В. По ступенькам памяти / Сергей Образцов. - Москва: Время, 2001. – 320 с.: ил. – (Век и личность).
Книге «По ступенькам памяти» можно было дать подзаголовок: «Жизнь Сергея Образцова, описанная им самим». В предисловии автор пишет: «Я прожил большую жизнь вместе со страной, в которой родился. Всё вокруг меня менялось, менялся и я. Моя психология и мои взгляды. Это диалектика жизни. Каждую ступеньку память сохранила такой, какой она была, и я стараюсь честно вспомнить её». «По ступенькам памяти» - это не только воспоминания великого человека о своей жизни. Книга позволяет нам взглянуть на прошлое столетие глазами кукольника, как на гигантский, трагикомический и трогательный кукольный спектакль, который ещё не закончился.
Сергей Владимирович вспоминает о своём детстве и родителях, о своей семье и детях, о пути в искусстве, о рождении профессии актёра-кукольника и о своём знаменитом кукольном театре, в котором разработал уникальную теорию и методику театра кукол, воспитал не одно поколение режиссёров, художников и актёров. Он умел мечтать, умел увлекаться, умел жить весело, полнокровно. Во всех начинаниях он был победителем. Он и звезду Героя Социалистического Труда получил первым в артистическом мире, хотя оставался беспартийным.
Говорят, что талантливый человек талантлив во всём. Сергей Образцов учился во ВХУТЕМАСе (Высшие художественно-технические мастерские, (до революции 1917 года – Школа живописи, ваяния и зодчества)), но не стал художником. «Разочаровался в философии. Жить она не учит, а я ведь за этим туда шёл», - пишет Образцов, объясняя, почему забросил учёбу в университете. Работал актёром в Музыкальной студии Художественного театра, возглавляемой В. И. Немировичем-Данченко, но не стал ни артистом, ни певцом, хотя был принят в консерваторию; снимал замечательное кино, но не был кинематографистом; писал книги, но не считал себя литератором; никогда не учился на кукольника, а стал первым из лучших. Он рассказывает о том, какое впечатление в детстве произвело на него уличное представление с главным героем Петрушкой: «Мне очень понравился Петрушка, но если бы кто-нибудь из мальчишек, ну хотя бы Колька Дубинин, сказал мне, что это моя будущая профессия, я б его поколотил». Но случилось так, что именно профессия артиста-кукольника стала главной в его жизни. В 1920 г. Сергей Образцов впервые выступил в эстрадном номере, и «партнёром» его была кукла. Успех был грандиозный, и вскоре о нём заговорили как об известном пародисте. А в сентябре 1931 г. он становится художественным руководителем вновь открывшегося театра – Государственного Центрального театра кукол, которым руководил почти 70 лет. Перед читателем предстают яркие, увлечённые подвижники театра: художники, артисты, мастера по куклам, механики, создававшие легендарные спектакли. «У каждого театра есть своя «Чайка», - пишет С. Образцов. - Первая наша «Чайка» - это «По щучьему велению». А вторая «Чайка» - «Лампа Алладина. Это потому, что на неё стали и взрослые ходить. После этого было решено ставить спектакли и для взрослых». До сих пор не стареют взрослые кукольные спектакли «Дон Жуан» и «Необыкновенный концерт». И в военные годы Образцов оказался нужен, когда учил офицеров делать антифашистские кукольные репризы и давал концерты и для детей, и для солдат. Он учил доброте и жалости: «Упал дом. Жертв мало: один человек. Ну а если этот человек ваш ребёнок? Или ваша жена? Или ваш отец? Вы же не скажете тогда, что жертв мало? Может быть, это всё, что есть в вашей жизни». И в его жизни самой большой трагедией стала смерть первой жены Софьи, без матери остались двое малолетних детей. И хотя он более полувека был в браке с Ольгой Шагановой, фотография Софьи Семёновны все годы стояла в рабочем секретере Сергея Владимировича.
Интересны его размышления о Боге (он считал себя атеистом) и отношение к другому богу- земному, к Сталину (22 раза выступал перед ним в Георгиевском зале). В главе «Ступенька, через которую трудно перешагнуть» Сергей Владимирович стыдился своей былой веры в «вождя народов», веры в преступность репрессированных людей, рассказывает, как пытался заступиться за кого-то из знакомых.
Но большая часть книги – это о театре, о том, как ставились спектакли, как принимали их зрители, о гастролях театра, проходивших с большим успехом в 40 странах мира, о встречах с интересными людьми, о своих учителях. О своём увлечении – собирании кукол, которые привозил из разных стран, покупал сам, дарили друзья и благодарные зрители. Сегодня коллекция насчитывает около 3000 кукол и является самой большой в России. Эти куклы находятся в музее театра, который носит имя Сергея Образцова.
5 июля 2021 г. исполняется 120 лет со дня рождения великого кукольника (1901-1992). Он ушёл, но так же, как и много лет назад, в полдень, на фасаде его театра одновременно открываются окошечки и можно увидеть знакомых кукольных героев. Их создатель учил: «Играйте в куклы, господа! Покупайте их своим детям, водите их на самые лучшие спектакли. Сказка продолжается!»
Информация подготовлена Овчинниковой И. Н., заведующей отделом литературы по искусству.
- 1368 просмотров