Отдел литературы по искусству приглашает познакомиться с наиболее интересными изданиями по разным видам искусства.
С. Эйзенштейн. Рисунки : сборник. – Москва : Искусство, 1961. – 226 с.
Сергей Михайлович Эйзенштейн (22 января 1898 г.-11 ноября 1948 г.) – известный советский режиссёр, который создал ряд выдающихся фильмов: «Броненосец «Потёмкин», «Александр Невский», «Иван Грозный» и др. Эти киноленты были откровенно новыми, откровенно советскими, их природа, их дух были природой и духом нового государства.
Эйзенштейн был большим художником в своих фильмах, художником он показал себя и в смежном – изобразительном искусстве. Если бы мы не знали Эйзенштейна-режиссёра, а располагали только его графическими работами, то этого было бы достаточно, чтобы включить его в ряды наиболее интересных и своеобразных рисовальщиков первой половины XX века.
Ещё будучи ребёнком, Сергей Эйзенштейн изрисовывал толстенные тетради. Таким образом он «переваривал» свои впечатления от прочитанных книг, увиденных спектаклей и цирковых представлений, прослушанных опер. Эта привычка осталась у него на всю жизнь. Перо и карандаш были его постоянными спутниками, рисунки рождались повседневно, то на клочке писчей бумаги, то на полях рукописи, то на театральной программке, то на газетном обрывке, гораздо реже на заранее приготовленном листе ватмана.
Любопытно, что единственной школой Эйзенштейна-художника были занятия по рисунку и архитектурному черчению в Институте гражданских инженеров в Петрограде, куда он поступил в 1916 году. Однако его успехи по этим дисциплинам были не блестящи, как, впрочем, и в реальном училище, где среди триумфальных пятёрок по всем предметам нередко стояла жалкая тройка по рисованию. А происходило это потому, что узкотехнические упражнения никогда не интересовали Эйзенштейна. Сохранился черновой чертёж трёхэтажного дома, который студент должен был выполнить в учебном порядке. Здесь Эйзенштейн дал полную волю своему воображению, заселив строение самыми неожиданными персонажами – красавицами и щёголями, полицейскими и дуэлянтами, торговцами и фоторепортёрами, которые по воле автора жили, двигались и взаимодействовали друг с другом.
Впервые имя Эйзенштейна появилось на афише первого рабочего театра Пролеткульта. Он был художником и режиссёром спектаклей «Мексиканец» и «На всякого мудреца довольно простоты». Декорации, вернее, их отсутствие имели в то время шумный успех. С 1924 года Эйзенштейн уходит из театра и прочно связывает своё творчество с молодым искусством кино. Вот как он об этом вспоминал в своей статье «Как я стал режиссёром»: «…очертя голову «нырнул» в работу на театре… сперва художником, потом режиссёром… Главное в том, что тяга моя к таинственной жизнедеятельности, именуемой искусством, была непреодолимой, алчной и ненасытной». И если режиссёр победил в нём художника, то произошло это в силу особенностей его таланта.
Графика Сергея Эйзенштейна – это нескончаемая цепь человеческих характеров. Его рисунки очень выразительны, они никогда не равнодушны и не безразличны – в этом их большая сила. Они отличаются театральностью, в них также живёт эксцентричный дух цирка. Маленькие рисунки и наброски наполнены всегда чем-то очень живым, в них очень убедительно сказано то, что хотел сказать мастер.
Режиссёрское видение всегда питало графическое искусство художника, так же как мастерство рисовальщика бесконечно обогащало творчество выдающегося режиссёра. Эйзенштейн думал и рисовал в первую очередь как режиссёр, его рисунки – рисунки режиссёра. Они не являлись для него отдельным произведением его искусства, а служили разбегом, размышлением, опытом дальнейших режиссёрских работ, он видел дальше изображённого. Недаром Эйзенштейн почти не имеет себе равных в создании зрительного образа фильма.
Множество карандашных рисунков, набросков пером и тушью, сохранившихся в художественном наследии кинорежиссёра, никогда не предназначалось им ни для экспозиции, ни для публикации, ни для сколько-нибудь широкого обозрения. У вас есть прекрасная возможность увидеть эти своеобразные графические работы талантливого мастера. Сборник
«С. Эйзенштейн. Рисунки» содержит в себе около 100 рисунков и набросков разных лет, театральных эскизов и рисунков к фильмам.
Информация подготовлена ведущим библиотекарем отдела литературы по искусству О. Л. Пушкиной
- 1574 просмотра