КНИЖНЫЙ ВЕРНИСАЖ: Сальвадор Дали

13.02.2021 | 1706 просмотра(ов)

Отдел литературы по искусству приглашает любителей и ценителей прекрасного познакомиться с наиболее интересными изданиями из богатой книжной коллекции по разным видам искусства.

Дешарн Р. и Н. Сальвадор Дали / Робер и Никола Дешарн. – Москва : Белый город, 200? – 383с., илл.

Знаменитого испанского художника Сальвадора Дали (1904-1989) чаще всего называют «загадочным», «мистическим», «фантастическим», «таинственным». Для тысяч зрителей он был и продолжает оставаться самым интригующим легендарным представителем художественного мира. О своей живописи Дали говорил: «Как вы хотите понять мои картины, когда я сам, который их создал, их тоже не понимаю. Факт, что я в тот момент, когда пишу, не понимаю моих картин, не означает, что эти картины не имеют никакого смысла, напротив, их смысл настолько глубок, сложен, связан, непроизволен, что ускользает от простого логического анализа». Чудовищный хаос образов, поток монстров, парадоксальные смещения смыслов, которыми наполнены работы Дали, воплощают «сон разума», выражают «безумие» мира сего. Приобщившись в конце 1920-х годов к художественной жизни Парижа, молодой испанец сближается с сюрреалистами, которые, опираясь на учение Зигмунда Фрейда, считали, что творческая энергия исходит из сферы подсознания, которая проявляет себя в грёзах, сновидениях, галлюцинациях, внезапных озарениях, автоматических действиях. Освоившись в новом художественном окружении, живописец вскоре становится одним из наиболее ярких представителей сюрреализма. Часто он восклицал: «Сюрреализм – это я! Нормальность ставит меня в тупик!» Стремясь воплотить некую «сверхреальность», находимую в подсознании человека, Дали нащупывает собственный метод творчества. Испанский мастер определяет изобретённый им художественный метод как «параноидально-критическую деятельность». Дали стремится создать «фотографию» бессознательного, достоверно запечатлеть свои сновидения, т.к. именно эта неконтролируемая извне спонтанная жизнь человеческого «я» представляется художнику-сюрреалисту подлинной реальностью. Мастер создаёт обобщённые художественные образы, выстраивает сложные, строго продуманные композиции «хаоса» болезненных видений. Образы немыслимы, невозможны в реальности: твёрдые предметы растекаются, плотные приобретают прозрачность, одна и та же конфигурация расслаивается на несколько изображений, несовместимые объекты сливаются друг с другом, формы сплетаются, скручиваются, выворачиваются. И в тоже время его картины очень выразительны, красивы по цвету, он – великолепный рисовальщик: линии в его работах изысканны и динамичны одновременно.

Если в 1930-е годы образы сюрреальности Дали отмечены печатью уродства, болезненности, патологии, то в последующие десятилетия запечатлённый им мир стал гармоничнее, яснее, спокойнее. В картине «Сон, вызванный полётом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения» фантастическое не пугает зрителя, оно носит бутафорский характер – летящие по воздуху кошмарные твари изначально поданы как эфемерные видения, возникающие в мозгу просыпающегося человека. Сюрреалистические мотивы служат здесь лишь тому, чтобы придать пряность, пикантность вполне академической штудии обнажённой натуры. 61940-е годы стали началом нового этапа творчества Дали. Перебравшись в США, он разворачивает кипучую деятельность в самых разных сферах, выступает не только плодовитым живописцем и графиком, но и сценографом, дизайнером, модельером, журналистом, писателем. Быстрому росту популярности за океаном способствовали два обстоятельства – непревзойдённое умение устраивать публичные скандалы и частичный пересмотр художественных принципов, сделавший произведения испанского сюрреалиста более доступными широкой публике.

О сложной и противоречивой натуре знаменитого испанского художника, о его музе, которой стала единственная и незабвенная Гала (Елена Дмитриевна Дьяконова), о сложных личных взаимоотношениях с испанским поэтом Гарсиа Лоркой, об экстравагантных поступках знаменитого мэтра, о его творческом кредо вы узнаете, познакомившись с замечательным изданием «Сальвадор Дали», авторами которого явились Роббер и Никола Дешарн. Данная книга является наиболее полной среди изданной литературы о Дали по количеству размещённых в ней репродуцируемых произведений художника.

 

Информация подготовлена заведующей отделом литературы по искусству И. Н. Овчинниковой.

Русский