КНИЖНЫЙ ВЕРНИСАЖ: Русский военный костюм XVIII-начала XX века

05.05.2022 | 1278 просмотра(ов)

Глинка, В. М. Русский военный костюм XVIII-начала XX века  / Владислав Глинка. –  Ленинград : Сов. художник, 1988. –  237 с.

Одной из интересных страниц в  культуре русского народа является история костюма, в том числе и военного. При чтении исторической литературы любопытно представить себе, как выглядели полки Петра I  в день Полтавской битвы, какова была одежда «чудо-богатырей» А. В. Суворова при штурме неприступных стен Измаила или на обледенелых тропах Альпийских гор, в каких мундирах сражались герои войны с Наполеоном и защитники Малахова кургана, те, кто штурмовал Плевну и переходил снежные Балканы, защищал Порт-Артур и ходил в атаки на немецкие траншеи в 1914-1917 годах. Естественно и стремление читателей русской классической литературы создать перед своим мысленным взором образы Петра Гринёва из «Капитанской дочки» А. С. Пушкина, героев «Войны и мира» Л. Н. Толстого, Георгия Ромашова из «Поединка» А. В. Куприна,  Григория Мелехова из «Тихого Дона» М. А. Шолохова и др.

В этом нам поможет альбом В. М. Глинки «Русский военный костюм XVIII-начала XX века».

Для лучших представителей русской армии форма символизировала принятое на себя обязательство всегда учиться военному делу, чтобы защищать Родину и в любой момент, если потребуется, умереть за неё. Эту мысль прекрасно выразил генерал М. И. Драгомиров. В одной из статей, полемизируя с теми, кто утверждал, что мундир военного не более чем рабочий костюм и незачем украшать его эполетами, он возражал: «Да – одежда эта рабочая; но и работа наша особенная. Ведь дабы её делать, надо жертвовать жизнью, а если это так, то и наша рабочая одежда приобретает такое высокое значение, с каким ничья профессиональная оценка не может сравниться».

Важной причиной, вызвавшей появление единообразных форм обмундирования войск, была необходимость отличать на поле боя свои полки от неприятельских. В России первыми одетыми в униформу были созданные в XVI веке стрелецкие полки, имевшие свой цвет шапок, кафтанов и сапог. В Петровскую эпоху с формированием регулярной армии значение форменного костюма возросло. В течение XVIII-начала XX века происходили многочисленные перемены в русском военном костюме.

На протяжении 1726-1783 годов форма всех родов войск усложнилась рядом заимствований, главным образом, из прусского военного обихода, вводимых исключительно для украшения, и бесполезных, а часто и вредных в боевой обстановке. Но особенно тяжким нововведением явилась замена чулок гамашами – высокими гетрами, плотно облегавшими икры пехотинцев, артиллеристов и сапёров. Чёрные суконные зимой и белые полотняные летом, они застегивались с внешней стороны ноги на пуговицы и перетягивались под коленом тесьмой или ремешком, что затрудняло кровообращение. На чистку, пригонку, пришивку пуговиц на гамашах уходило много времени. Вторым нововведением, не менее тяжким для солдата, явились пудреные причёски с буклями над ушами и косой сзади. На их создание и уход за ними тратились целые часы.

В 1783-1786 годах по инициативе генерал-фельдмаршала Г. А. Потёмкина была введена новая удобная форма для всех видов войск (кроме гвардии и гусар). Волосы не пудрили и не убирали в косу – все солдаты были коротко острижены.

Однако «потёмкинская» форма просуществовала всего около 12 лет. После вступления на престол Павла I форма обмундирования русской армии стала чрезвычайно близкой к прусской. Появились единообразные мундиры и, конечно, снова обязательные мука, квас и сало для солдатских причёсок. Букли над ушами, сделанные из пакли и пропитанные салом, держались на проволочном каркасе, охватывающем голову, в косу вплетался металлический прут, дававший ей всегда прямое и отвесное положение. Мытьё и расчесывание волос было до крайности затруднено. Спать перед смотром, парадом, ответственным караулом приходилось так, чтобы не смять причёску, – сидя или подложив под шею полено.

Возвращение к устарелым прусским порядкам военной службы, обмундированию, причёскам и кукольному единообразию солдат, вплоть до наклеивания чернёных усов тем, у кого они еще не росли, вызывало осуждение всех передовых военных деятелей. Его ярко выразил А. В. Суворов, говоривший: «Русские пруссаков всегда бивали, что же тут перенимать?»

За свое короткое царствование Павел I сумел «заразить» сына Александра страстью к мелочной регламентации одежды и снаряжению войск без малейшего понимания подлинной сущности военного дела. Правление Николая I и Александра II также было богато нововведениями. В течение первых двух лет царствования Александра III было введено новое обмундирование всех войск, которое почти не менялось до 1894 года. Император Николай II начал преобразования в области формы восстановлением ряда упразднённых его отцом чисто декоративных деталей. В 1907 году после русско-японской войны было введено походное летнее обмундирование защитного (зеленовато-серого) цвета. С этого времени белые двубортные кители офицеров и белые гимнастёрки солдат исчезают из русского военного костюма.

Основные этапы развития русского военного костюма в альбоме иллюстрируются более чем 200 произведениями живописи и графики, документальными фотографиями, подлинными предметами обмундирования.


Информация подготовлена ведущим библиотекарем отдела литературы по искусству О. Л. Пушкиной

 

Русский