КНИЖНЫЙ ВЕРНИСАЖ. ПОДВИГ ЭРМИТАЖА

18.05.2021 | 1142 просмотра(ов)

Отдел литературы по искусству приглашает любителей и ценителей прекрасного познакомиться с наиболее интересными изданиями из богатой книжной коллекции по разным видам искусства.

Подвиг Эрмитажа / Текст С. Варшавского и Б. Реста – Ленинград: Издательство «Аврора», 1987. – 300 с., ил.

Книга рассказывает о рядовых работниках Эрмитажа и всемирно известных учёных, которые в годы Великой Отечественной войны спасли один из величайших музеев страны.

Историкам известно, что Эрмитажу грозили не только авиация и дальнобойная артиллерия фашистов. Сокровища всемирно известного музея «интересовали» и самого Гитлера и его подручных, заблаговременно создавших команды дипломированных грабителей произведений искусства и культуры.

Академик Иосиф Абгарович Орбели, директор Государственного Эрмитажа, понимал, что начавшаяся война открывала новый период в истории музея, связанный в первую очередь с масштабной эвакуацией. Ещё в те годы, когда гитлеровские танки грохотали по европейским странам, в Эрмитаже детально продумывались все необходимые меры на тот случай, если Гитлер нападёт на СССР. Кубометры и тонны упаковочных материалов (ящики разных размеров и габаритов, бумага, тонны ваты и клеёнки) стали заполнять вместительные музейные склады. Это был неприкосновенный запас, благодаря которому спасение ценностей Эрмитажа прошло организованно и за максимально короткое время. Сжатым срокам, в течение которых удалось осуществить эвакуацию музея, не поверят впоследствии даже авторы специальных исторических монографий.

Работы велись круглосуточно. В Особой кладовой Эрмитажа, где хранились золото скифов, античной Греции, ювелирные изделия шестеро суток шла работа по упаковке. Каждый предмет оборачивался в папиросную бумагу и вату; более крупные предметы сверх того обкладывались подушками из стружки. Предметы упаковывались в сундуки, набитые стружкой. Картины вынимались из рам и накатывались на валы, и только три великие картины: мадонны Леонардо да Винчи («Мадонна Литта» и «Мадонна Бенуа») и «Мадонна Конестабиле» Рафаэля были упакованы вместе с рамами.  

Первый эшелон специального назначения, в котором находилось полмиллиона лучших вещей Эрмитажа, был отправлен уже 6 июля 1941 года глубоко в тыл на Урал в г.Свердловск (ныне г.Екатеринбург). Второй эшелон отбыл 20 июля. В 23 вагонах он увозил 1422 ящика, более 700 000 эрмитажных вещей. Третий эшелон отправить не удалось – началась блокада. Эрмитажники стали спускать вниз и размещать в наиболее надёжных местах оставшиеся музейные вещи, многотысячные запасные фонды (тяжёлые бронзы, художественная мебель, мрамор и т.д.) Так толстый слой песка на каменном полу подвала стал солдатским ложем блокадного фарфора. Сотрудник Эрмитажа Т.М.Соколова вспоминала: «В подвале под залом Афины нужно было укрыть тысячи предметов. Это дело поручили группе женщин. Каждую вещь мы до половины закапывали в песок. Фарфоровые статуэтки, вазы, канделябры, обеденные, чайные и кофейные сервизы мы старались расставлять не только по размерам, но и по стилям – давала себя знать профессиональная привычка музейщика. Работали недели две. Огляделись перед уходом: экспозиция! Закончили мы работу утром 18 сентября». Вечером 18 сентября вражеский снаряд разорвался у самого Эрмитажа (всего в годы блокады в эрмитажных зданиях взорвалось 30 снарядов). Взрывная волна вышибла зеркальные окна зала Афины. Сотрудницы музея кинулись к своему фарфору. Щелкнул выключатель – из песка, как ни в чём не бывало, выглядывали жеманные маркизы и томные кавалеры, пастушки и пастушки, вазы в пёстрых завитках. Всё было цело: чашки, кофейники, тарелки, супницы, солонки. Казалось, подвал сервирован на тысячу персон».

Дворцовые подвалы Эрмитажа превратились в бомбоубежища. Их населяло 2 тыс. человек. Здесь жили не только сотрудники Эрмитажа и их семьи, но и многие известные деятели искусства и науки. Обессилевшие от голода, холода и болезней, сотрудники музея, по преимуществу преклонного возраста, поддерживали весь Эрмитаж: дежурили на крышах зданий, заколачивали фанерой огромные выбитые окна, убирали снег, мусор и т.д. И не прекращали своей научной деятельности и даже устраивали лекции по искусствоведению. Ни один экспонат не был утерян во время войны, и лишь небольшую их часть потребовалось реставрировать.

27 января 1944г. Ленинград после 900-дневной блокады был освобождён. 4 ноября 1945г. был торжественно открыт восстановленный Эрмитаж.

 

Информация подготовлена И. Н. Овчинниковой, заведующей отделом литературы по искусству.

Русский