КНИЖНЫЙ ВЕРНИСАЖ: Ольга Аросева «Без грима»

10.01.2021 | 1205 просмотра(ов)

Отдел литературы по искусству приглашает ценителей и любителей прекрасного познакомиться с наиболее интересными изданиями из богатой книжной коллекции по разным видам искусства.

 

Аросева, О. А. Без грима / Ольга Аросева, Вера Максимова. – Москва : Центрполиграф, 2003. – 382 с.

С 1950-х годов и до конца жизни Ольга Аросева была одной из ведущих актрис Московского академического театра сатиры. За свою долгую жизнь она сыграла немало и киноролей. Среди них очаровательная Люба в фильме «Берегись автомобиля», Парася Никаноровна в «Трембите», скромная Анна Павловна в «Стариках-разбойниках» и несравненная пани Моника в телепередаче «Кабачок 13 стульев». О своей непростой жизни, родителях, интересных людях эпохи, с которыми ей посчастливилось быть знакомой с детских лет, она рассказала в трёх книгах: «Без грима», «Без грима на бис» и «Прожившая дважды». На страницах воспоминаний соседствуют смешное и серьёзное, весёлое и грустное. Младшая дочь известного большевика, писателя и дипломата Александра Аросева родилась в Москве, но подрастала за границей. Кстати, первые три дня новорождённая наслаждалась жизнью под именем Варвары – так зарегистрировал её счастливый папа. Однако, по требованию мамы, Варвара благополучно превратилась в Ольгу. Ещё со времён пражского детства выяснилось, что Ольга Аросева – прирождённая актриса. Как-то раз, посмотрев «Трёхгрошовую оперу», она нарезала лохмотьями платье, как у нищих персонажей спектакля, и вместе с подружкой-чешкой отправилась просить милостыню, рассказывая изумлённым буржуа трогательную легенду, будто мама их оставила, а папа денег не даёт. Дело чуть не окончилось дипломатическим скандалом: в газете появилась заметка о дочери советского посла, собирающей подаяние.

Приехав в Москву, Ольга дебютировала в школьном театре. Сыграла японского шпиона, которого задерживает бдительная пионерка. Вместе с первой ролью появился и первый поклонник; ухаживал он своеобразно – регулярно срывал с объекта поклонения зимнюю шапку и забрасывал на дерево. Но однажды поплатился: решительная Оля вылила на его белобрысую голову пузырёк чернил, и незадачливому ухажёру пришлось ходить в школу с сиреневой шевелюрой. И таких комичных моментов в жизни актрисы было немало. Но много было и трагического. Так перед вступлением в комсомол её предупредили, что она должна отречься от своего отца, но не сделала этого, а вот сестра совершила такой поступок. Позже, с годами, Ольга Аросева стала относиться с пониманием к поступку сестры. В книге она писала: «Я стараюсь отодвинуть обиды! Я написала книгу, в которой ни слова не сказала о своих обидчиках. Конечно, обиды существуют в памяти, но разжигать себя на невыполнимые мщения считаю занятием бессмысленным». Особенно искренние слова обращены к великим учителям, режиссёрам, актёрам, без которых, уверена автор, никогда бы не состоялась её творческая судьба. В конце книги «Без грима» она откровенно рассказывает о своих жизненных предпочтениях, критикует саму себя за несдержанность и резкость по пустякам, с огромной любовью говорит о своих друзьях: Галине Волчек, Евгении Веснике, Александре Ширвиндте и других, и о том, что, стараясь не обижать окружающих её людей, не может простить одного – предательства, к несчастью на собственном опыте узнав, что это такое.

А своему отцу Ольга Аросева посвятила книгу «Прожившая дважды». По её признанию, она всю жизнь собирала по крупицам сведения о жизни отца, и выход книги – словно его «возвращение из небытия». Здесь впервые публикуются дневники, которые он вёл в 1932-37гг. Александр Аросев был революционером-подпольщиком, одним из руководителей Московского восстания 1917 г., позднее работал в ЧК, служил послом СССР в различных странах, руководил Обществом культурных связей с заграницей. Контакты с иностранцами сыграли роковую роль в судьбе Аросева: именно по этой причине он был арестован в 1937 г. и расстрелян. Типичная судьба революционера старой закалки. Но не все из них, однако, осмеливались вести в 30-е годы дневник, где фиксировались бы и политические события. Аросев не только вёл такие записи, но позаботился об их сохранности. Предчувствуя скорый арест, он передал тетради своей сестре, и та, несмотря на огромный риск, сохранила дневники в корзине для дров. В результате ценный документ эпохи дошёл до нас.

В отделе литературы по искусству Национальной библиотеки вы сможете познакомиться с первой книгой Ольги Аросевой «Без грима», в которой она сама рассказывает о своей непростой жизни, рассказывает по-доброму, с тонкой иронической интонацией. Эта замечательная женщина и актриса сохранила в себе душевную мягкость, прекрасное отношение к людям, теплоту и, конечно же, неподражаемое чувство юмора.

 

Информация подготовлена заведующей отделом литературы по искусству И. Н. Овчинниковой.

Русский