КНИЖНЫЙ ВЕРНИСАЖ. Николай Цискаридзе «Мой театр»

20.04.2024 | 70 просмотра(ов)

Если о том, как это было, не расскажут львы, об этом расскажут охотники.

(пословица)

Отдел литературы по искусству приглашает познакомиться с наиболее интересными изданиями по разным видам искусства.

Цискаридзе, Н. М. Мой театр : По страницам дневника : Книга I / Н. М. Цискаридзе. – Москва : Издательство АСТ, 2023. – 512 c.

Цискаридзе, Н. М. Мой театр : По страницам дневника : Книга II / Н. М. Цискаридзе. – Москва : Издательство АСТ, 2024. – 480 c.

В основу двух внушительных по объёму книг легли дневники знаменитого артиста балета, ректора Академии русского балета имени Вагановой Николая Максимовича Цискаридзе. Он является яркой и харизматичной личностью, а вокруг его имени по-прежнему не утихают страсти. Его успешная в разных областях деятельность вызывает искреннее уважение и признание у одних, раздражение и зависть у других.

Николай Цискаридзе говорит: «Я люблю мемуары, очень много их прочитал, и любые мемуары – это, знаете, когда вы смотрите на какое-то событие с определённого угла. А человек, «стоящий на другой стороне улицы», будет смотреть на это же событие по-другому. В книге «Мой театр» я рассказываю, как это видится с моей стороны. О себе, о том, что я помню, кого я люблю».

О детстве, непростом начале своей карьеры, учёбе, наставниках и жизни в Большом театре до 2003 года автор рассказал в первой книге «Мой театр». События второй книги охватывают период с 2003 по 2013 годы. Через призму личности Николая Цискаридзе вы познакомитесь с историей русского балета и его главными действующими лицами – Михаилом Барышниковым, Галиной Улановой, Надеждой Павловой, Юрием Григоровичем, Владимиром Васильевым, Екатериной Максимовой и многими другими профессионалами сцены.

«Мой театр» – это искренний, полный тонкой иронии, юмора, а порой и грусти рассказ о себе, размышления о времени и балете.

О детстве:

«Я вечерний ребёнок, самым последним в тот день родился в этом роддоме. Весом в два с немногим килограмма. Все говорили, что мама родит тройню, такой живот огромный у неё был, а получилось, гора родила мышь. Когда ей меня показали, она в ужас пришла: «Боже, что это?» Вместо нормального дитя, по её выражению, «были ноги, одни только ноги».

«Вспоминаю такой случай. Как-то я прибежал домой со двора страшно расстроенный. Соседские мальчишки дразнили меня за ровные ноги. Мама лежала и читала. Я ей: «Мама, почему у меня ровные ноги?» Мама медленно опустила книгу, посмотрела на меня со значением, приподнялась и важно сказала: «Никочка, наши предки очень давно пересели с лошади на фаэтон».

Об учёбе в Тбилисском хореографическом училище:

«В первый же день Ступина [педагог классического танца] нам сказала, чтобы на следующий урок мы принесли маечку, трусики для занятий и большое полотенце. Я маме и говорю: «Наверное, мы будем плавать». Мне в голову не приходило, что нас на пол положат. Два месяца мы занимались только гимнастикой, лежали на полу, делали шпагаты, пресс качали. <...> Мало того, Ирина Ивановна на первом же уроке села на меня – и я растянулся в шпагат. Сразу! С диким криком. Я крикнул так, что меня слышно было в Москве».

«Рассказываю, как меня научили ноги на adagio держать. Наш зал размещался на четвёртом этаже особняка. Но этот четвёртый легко тянул на седьмой, потолки там очень высокие. Ступина мне говорит: «Если ты ещё раз опустишь на adagio ногу, я тебя выкину в окно». Но я, видимо, опустил. Она меня схватила и… в открытое окно – носом! Помню крупным планом кроны деревьев, а внизу троллейбус едет. После этого случая я в adagio стоял как вкопанный».

О балетных «доброжелателях»:

«Зависть – страшное чувство, но она была, есть и всегда будет жить в любом театре, как бы он не назывался. <...> на прогоне «Раймонды» мне досталось… Там роль у меня была: поднести меч Абдерахману – Гедиминасу Таранде. Мне кто-то дал меч, я, как полагалось, подошёл и передал его Таранде. Потом следовала сцена боя между ним и Жаном де Бриеном, исполнитель Абдерахмана, к этому моменту уже изрядно уставший после своих плясок. Вижу, тот под тяжестью этого меча прямо просел! Оказалось, надо мной решили подшутить и вместо бутафорского, лёгкого оружия, мне вручили тяжеленный меч, с которым бедному Гедиминасу пришлось дотанцовывать партию. <...> После прогона он гонялся за мной по всему театру, чтобы набить мне физиономию. Ему не удалось это сделать только потому, что я бегал быстрее».

О легендах балета:

«Я уже рассказывал, как в детстве вдохновлялся, глядя на фотографии Надежды Павловой. Когда я, сидя за своим маленьким столиком, увидел Павлову по телевизору, её танец просто зачаровал меня. Однажды я признался Надежде Васильевне: «Из-за вас я пошёл в балет». Она на меня посмотрела чуть ли не с состраданием и сказала, почти басом, у неё от природы низкий голос: «Надо же, на какую каторгу я тебя обрекла!»

О «кислотном скандале»:

«В последних числах июня [2013 года], когда мои контракты с Большим театром уже были закрыты, я дал согласие на интервью известному журналисту Андрею Ванденко, обозревателю журнала «Итоги», тогда изданию с солидной репутацией. <...> Ванденко пытался меня пристыдить: «Вы – чёрствый человек, не выражаете никакого сочувствия Филину. Я был в Ахене у него в больнице, он ничего не видит, он полностью ослеп». <...>

Настала моя очередь: «Поверьте, я хорошо знаю Филина. Всё это не более чем рекламный трюк. В конце июля – начале августа будут гастроли Большого театра в Лондоне. И Филин, волшебно излечившийся в Германии и прозревший, выйдет на сцену кланяться. А я по плану тех, кто этот скандал затеял, в то время уже должен сидеть в тюрьме». – «Николай, этого не может быть! Филину прописан полный покой, о каком Лондоне вы говорите?!» <...>

Моё интервью в «Итогах» вышло 1 июля 2013 года. Через полтора месяца, а точнее, в августе «внезапно» прозревший Филин приехал в Лондон и вышел на сцену кланяться. Этот момент показали в новостных репортажах по всем телеканалам. Я позвонил Ванденко: «И?..» – «Коля, извините! У меня нет слов!» – «Почему вы не хотите об этом написать?» На что услышал вполне ожидаемый ответ: «Не дадут напечатать». – «А вы мне говорили, что я – чёрствый человек. Всё было враньём, от начала и до конца».

26 января 2024 года книга «Мой театр» стала лауреатом премии в области литературы о театре «Театральный роман». А 4 апреля 2024 года Николай Цискаридзе и его соавтор и педагог Ирина Дешкова были отмечены специальным дипломом престижной в России премии в области коммуникаций – «Серебряный лучник» – за высокую эффективность использования инструментов коммуникации в расширении границ культуры. Тираж двух книг «Мой театр» на сегодняшний день составил 180 000 экземпляров.

Отзывы читателей о книге «Мой театр» Николая Цискаридзе:

«Я прочитала первую книгу на одном дыхании. Было ощущение, что Николай Максимович сидит рядом в кресле и рассказывает тебе свою историю».

«Читала обе книги с упоением. И плакала, и смеялась».

«Книга замечательная! Очень много нежности к любимым людям, которых бесконечное число, и спокойная терпимость к недоброжелателям!»

«Я очень далёкий от балета человек, не могу оторваться от чтения. Не ожидала!..»

«Прочитала обе книги с огромным удовольствием и восхищением не один раз. И помимо текста, от которого трудно оторваться, подолгу рассматривала фотографии. Какой же это ценный материал для всех, кто интересуется балетом!»

 

Информация подготовлена ведущим библиотекарем отдела литературы по искусству О. Л. Пушкиной

Русский