Если о том, как это было, не расскажут львы, об этом расскажут охотники.
(пословица)
Отдел литературы по искусству приглашает познакомиться с наиболее интересными изданиями по разным видам искусства.
Цискаридзе, Н. М. Мой театр : По страницам дневника : Книга I / Н. М. Цискаридзе. – Москва : Издательство АСТ, 2023. – 512 c.
Цискаридзе, Н. М. Мой театр : По страницам дневника : Книга II / Н. М. Цискаридзе. – Москва : Издательство АСТ, 2024. – 480 c.
В основу двух внушительных по объёму книг легли дневники знаменитого артиста балета, ректора Академии русского балета имени Вагановой Николая Максимовича Цискаридзе. Он является яркой и харизматичной личностью, а вокруг его имени по-прежнему не утихают страсти. Его успешная в разных областях деятельность вызывает искреннее уважение и признание у одних, раздражение и зависть у других.
Николай Цискаридзе говорит: «Я люблю мемуары, очень много их прочитал, и любые мемуары – это, знаете, когда вы смотрите на какое-то событие с определённого угла. А человек, «стоящий на другой стороне улицы», будет смотреть на это же событие по-другому. В книге «Мой театр» я рассказываю, как это видится с моей стороны. О себе, о том, что я помню, кого я люблю».
О детстве, непростом начале своей карьеры, учёбе, наставниках и жизни в Большом театре до 2003 года автор рассказал в первой книге «Мой театр». События второй книги охватывают период с 2003 по 2013 годы. Через призму личности Николая Цискаридзе вы познакомитесь с историей русского балета и его главными действующими лицами – Михаилом Барышниковым, Галиной Улановой, Надеждой Павловой, Юрием Григоровичем, Владимиром Васильевым, Екатериной Максимовой и многими другими профессионалами сцены.
«Мой театр» – это искренний, полный тонкой иронии, юмора, а порой и грусти рассказ о себе, размышления о времени и балете.
«Я вечерний ребёнок, самым последним в тот день родился в этом роддоме. Весом в два с немногим килограмма. Все говорили, что мама родит тройню, такой живот огромный у неё был, а получилось, гора родила мышь. Когда ей меня показали, она в ужас пришла: «Боже, что это?» Вместо нормального дитя, по её выражению, «были ноги, одни только ноги».
«Вспоминаю такой случай. Как-то я прибежал домой со двора страшно расстроенный. Соседские мальчишки дразнили меня за ровные ноги. Мама лежала и читала. Я ей: «Мама, почему у меня ровные ноги?» Мама медленно опустила книгу, посмотрела на меня со значением, приподнялась и важно сказала: «Никочка, наши предки очень давно пересели с лошади на фаэтон».
Об учёбе в Тбилисском хореографическом училище:
«В первый же день Ступина [педагог классического танца] нам сказала, чтобы на следующий урок мы принесли маечку, трусики для занятий и большое полотенце. Я маме и говорю: «Наверное, мы будем плавать». Мне в голову не приходило, что нас на пол положат. Два месяца мы занимались только гимнастикой, лежали на полу, делали шпагаты, пресс качали. <...> Мало того, Ирина Ивановна на первом же уроке села на меня – и я растянулся в шпагат. Сразу! С диким криком. Я крикнул так, что меня слышно было в Москве».
«Рассказываю, как меня научили ноги на adagio держать. Наш зал размещался на четвёртом этаже особняка. Но этот четвёртый легко тянул на седьмой, потолки там очень высокие. Ступина мне говорит: «Если ты ещё раз опустишь на adagio ногу, я тебя выкину в окно». Но я, видимо, опустил. Она меня схватила и… в открытое окно – носом! Помню крупным планом кроны деревьев, а внизу троллейбус едет. После этого случая я в adagio стоял как вкопанный».
«Зависть – страшное чувство, но она была, есть и всегда будет жить в любом театре, как бы он не назывался. <...> на прогоне «Раймонды» мне досталось… Там роль у меня была: поднести меч Абдерахману – Гедиминасу Таранде. Мне кто-то дал меч, я, как полагалось, подошёл и передал его Таранде. Потом следовала сцена боя между ним и Жаном де Бриеном, исполнитель Абдерахмана, к этому моменту уже изрядно уставший после своих плясок. Вижу, тот под тяжестью этого меча прямо просел! Оказалось, надо мной решили подшутить и вместо бутафорского, лёгкого оружия, мне вручили тяжеленный меч, с которым бедному Гедиминасу пришлось дотанцовывать партию. <...> После прогона он гонялся за мной по всему театру, чтобы набить мне физиономию. Ему не удалось это сделать только потому, что я бегал быстрее».
«Я уже рассказывал, как в детстве вдохновлялся, глядя на фотографии Надежды Павловой. Когда я, сидя за своим маленьким столиком, увидел Павлову по телевизору, её танец просто зачаровал меня. Однажды я признался Надежде Васильевне: «Из-за вас я пошёл в балет». Она на меня посмотрела чуть ли не с состраданием и сказала, почти басом, у неё от природы низкий голос: «Надо же, на какую каторгу я тебя обрекла!»
«В последних числах июня [2013 года], когда мои контракты с Большим театром уже были закрыты, я дал согласие на интервью известному журналисту Андрею Ванденко, обозревателю журнала «Итоги», тогда изданию с солидной репутацией. <...> Ванденко пытался меня пристыдить: «Вы – чёрствый человек, не выражаете никакого сочувствия Филину. Я был в Ахене у него в больнице, он ничего не видит, он полностью ослеп». <...>
Настала моя очередь: «Поверьте, я хорошо знаю Филина. Всё это не более чем рекламный трюк. В конце июля – начале августа будут гастроли Большого театра в Лондоне. И Филин, волшебно излечившийся в Германии и прозревший, выйдет на сцену кланяться. А я по плану тех, кто этот скандал затеял, в то время уже должен сидеть в тюрьме». – «Николай, этого не может быть! Филину прописан полный покой, о каком Лондоне вы говорите?!» <...>
Моё интервью в «Итогах» вышло 1 июля 2013 года. Через полтора месяца, а точнее, в августе «внезапно» прозревший Филин приехал в Лондон и вышел на сцену кланяться. Этот момент показали в новостных репортажах по всем телеканалам. Я позвонил Ванденко: «И?..» – «Коля, извините! У меня нет слов!» – «Почему вы не хотите об этом написать?» На что услышал вполне ожидаемый ответ: «Не дадут напечатать». – «А вы мне говорили, что я – чёрствый человек. Всё было враньём, от начала и до конца».
26 января 2024 года книга «Мой театр» стала лауреатом премии в области литературы о театре «Театральный роман». А 4 апреля 2024 года Николай Цискаридзе и его соавтор и педагог Ирина Дешкова были отмечены специальным дипломом престижной в России премии в области коммуникаций – «Серебряный лучник» – за высокую эффективность использования инструментов коммуникации в расширении границ культуры. Тираж двух книг «Мой театр» на сегодняшний день составил 180 000 экземпляров.
Отзывы читателей о книге «Мой театр» Николая Цискаридзе:
«Я прочитала первую книгу на одном дыхании. Было ощущение, что Николай Максимович сидит рядом в кресле и рассказывает тебе свою историю».
«Читала обе книги с упоением. И плакала, и смеялась».
«Книга замечательная! Очень много нежности к любимым людям, которых бесконечное число, и спокойная терпимость к недоброжелателям!»
«Я очень далёкий от балета человек, не могу оторваться от чтения. Не ожидала!..»
«Прочитала обе книги с огромным удовольствием и восхищением не один раз. И помимо текста, от которого трудно оторваться, подолгу рассматривала фотографии. Какой же это ценный материал для всех, кто интересуется балетом!»
Информация подготовлена ведущим библиотекарем отдела литературы по искусству О. Л. Пушкиной
- 512 просмотров