КНИЖНЫЙ ВЕРНИСАЖ: Нэцкэ

30.01.2021 | 1601 просмотра(ов)

Отдел литературы по искусству приглашает познакомиться с наиболее интересными изданиями по разным видам искусства.

Успенский, М. В. Нэцкэ  / М. В. Успенский. – Ленинград : Искусство : Ленингр. отделение, 1986. – 231 с.

Книга посвящена исследованию одного из интереснейших явлений японского искусства – миниатюрной скульптуры нэцкэ. Причудливое для русского слуха слово нэцкэ состоит из двух иероглифов: «нэ» означает «корень», а «цукэ» – «прикреплять». Изначально нэцкэ имело лишь практическое значение. Дело в том, что традиционный мужской костюм – кимоно – не имеет карманов, и все необходимые мелкие предметы подвешиваются к поясу с помощью подвески-противовеса – нэцкэ. Поэтому нэцкэ обязательно имеют сквозное отверстие, через которое пропускается шнурок и оба его конца привязываются к инро (коробочке для парфюмерии, лекарств) или кошельку. Затем нэцкэ со шнуром продевали за пояс таким образом, чтобы фигурка свисала поверх, а внизу находился привязанный к шнуру предмет.

Японцы заимствовали нэцкэ у китайцев в конце XVI века, сразу после введения в национальный костюм пояса. Но только в Японии подвески стали предметом украшения, а их ношение стало национальной традицией ко второй половине XVIII в. Первые нэцкэ представляли собой лишь простые брелоки в виде палочки или пуговицы, но за несколько столетий фигурки проделали головокружительный путь от бытовой практической вещи до произведения нового вида декоративно-прикладного искусства.

Возможностей украсить костюм у жителей городов Японии было не так уж много. Поэтому нэцкэ становятся не просто необходимой деталью костюма, но и одним из главных его украшений. Щёголи той поры в зависимости от времени года, праздника, ситуации выбирали для своего костюма определённую нэцкэ. С помощью нэцкэ можно было продемонстрировать своё отношение к моде, собственный вкус, благосостояние. Нэцкэ начинают восприниматься как самостоятельные произведения искусства, которые можно созерцать и обладанием которых можно гордиться.

Основными материалами для нэцкэ стали дерево и слоновая кость. Фигурка должна была быть небольшой, хорошо сбалансированной, не очень тяжёлой, прочной, обтекаемой, без хрупких или острых выступающих деталей.

Долгое время в Японии почти не было мастеров-профессионалов по вырезанию нэцкэ. Профессиональные резчики нэцкэ появляются во второй половине XVIII в. Со временем в этой среде усилилась специализация: одни мастера резали нэцкэ только из дерева, другие – только из слоновой кости, одни изображали главным образом сэннинов (богов счастья), другие – фигурки животных и т. п. Для ранних нэцкэ были характерны сюжеты, заимствованные из Китая. Со второй половины XVIII в. уже преобладают японские образы: мифологические, сказочные, исторические персонажи, животные, растения, фигурки людей всех возрастов и занятий. Сюжеты нэцкэ являются неисчерпаемым источником для изучения нравов, обычаев, религиозных и моральных представлений японцев. Период с середины XVIII до середины XIX столетия считается «золотым веком» нэцкэ.

Уже в XVIII в. существовали нэцкэ, рассчитанные на то, чтобы рассматривать их, когда они стоят на столе или ладони. В XIX в. нэцкэ всё более приобретают качества станковой миниатюрной скульптуры.

В 1920-е гг. кимоно вытесняется европейской одеждой, и нэцкэ выходят из употребления. Однако это не значит, что нэцкэ не создаются и в наши дни.

И сейчас есть резчики нэцкэ, но их произведения к традиционным нэцкэ имеют лишь косвенное отношение. Современная форма существования миниатюрной скульптуры – довольно искусственная попытка консервации резьбы нэцкэ, рождённая коллекционным бумом в Европе и Америке. Реальный спрос на нэцкэ в настоящее время отсутствует. Имеет место спрос туристский. Поэтому, кроме авторских нэцкэ, в наши дни фабричным способом выпускается огромное количество сувенирных. К искусству эти изделия никакого отношения не имеют.

Но не заканчивается жизнь этих самобытных творений: они успели не только вписать себя в блистательную страницу японской скульптуры, но и поселиться в собраниях лучших музеев всего мира.   

В книге М. В. Успенского значительное внимание уделено описанию традиционных для нэцкэ форм и материалов, отдельная глава посвящена анализу сюжетов нэцкэ. Издание содержит около 200 иллюстраций.              

                          

Информация подготовлена ведущим библиотекарем отдела литературы по искусству О. Л. Пушкиной

Русский