КНИЖНЫЙ ВЕРНИСАЖ: Матрёшка

19.09.2021 | 1116 просмотра(ов)

Отдел литературы по искусству приглашает познакомиться с наиболее интересными изданиями.

Матрёшка : [фотоальбом] / авт. текста Е. Можаева, А. Хейфиц. Москва : Совет. Россия, 1969. – 108 с.

Шли матрёшки по дорожке,
Было их немножко:
Две Матрёны, три Матрёшки
И ещё Матрёшечка!

В предисловии к фотоальбому «Матрёшка» рассказывается история появления одного из самых узнаваемых сегодня символов России. В 90-е годы XIX века в Москву в игрушечную мастерскую Анатолия Мамонтова (брата знаменитого Саввы Мамонтова) «Детское воспитание» привезли из Японии фигурку добродушного мудреца Фукурумы. Фигурка раскрывалась, а в ней находилось ещё несколько, вложенных одна в другую. Фукурума и стал прообразом нашей матрёшки. Её появление можно датировать приблизительно 1898-1900 годами. Первая русская матрёшка была выточена токарем Василием Звёздочкиным и расписана художником Сергеем Малютиным.

Однако в наше время версия японского происхождения русской матрёшки и авторство Малютина в росписи первой игрушки, изложенные в книге, подвергаются некоторыми исследователями сомнению. Ведь ещё до появления идеи делать матрёшки русские мастера имели большой опыт работы в области обработки древесины на токарных станках и изготавливали пасхальные яйца и яблоки, вложенные одно в другое. Николай Дмитриевич Бартрам, директор Музея игрушки в 1918-1931 годах, сомневался в том, что матрёшка была заимствована у японцев. Безусловно, Екатерина Можаева, работавшая в музее с 1931 года секретарём, а затем ставшая его директором, знала мнение Николая Дмитриевича Бартрама, но тем не менее поддержала японскую версию происхождения матрёшки. Возможно, что на этом настоял её соавтор (А. Хейфиц) в попытке добавить сенсационности уже привычному символу России. Специалисты предполагают, что у него были хорошие связи с издательством, и могла сложиться такая ситуация – либо книга выходит в этом варианте, либо не выходит вообще. Именно с момента выхода альбома «Матрёшка» японская версия начала свой триумфальный путь по русскому сознанию как неоспоримый факт. И в любом материале, в любой книге о матрёшке об этом упоминается.

Современные исследователи (Игорь Блюм, Ирина Сотникова) выяснили, что у японцев нет божества с именем Фукурума, упоминаемым в книге. По всей вероятности, загадочное «Фукурума» появилось при смешении имени божества Фукурокудзю с названием японской традиционной куклы-неваляшки – Дарума.

Токарь Звёздочкин в своих воспоминаниях утверждал, что он увидел как-то в журнале «подходящую чурку» и по её образцу выточил фигурку, которая имела «смехотворный вид» и была «глухая» (не раскрывалась). По совету других мастеров он сделал её раскрывающейся, затем они показали игрушку Мамонтову, который одобрил изделие и отдал его расписывать группе художников, работавших где-то на Арбате. Надо сказать, что самого эскиза росписи матрёшки в архиве Сергея Малютина нет, как нет и свидетельств того, что он когда-либо делал его, поскольку никогда об этом не упоминал. Хотя художник в то время сотрудничал с издательством Анатолия Ивановича Мамонтова, иллюстрировал книги, так что вполне мог расписать и матрёшку.

Первая матрёшка, созданная русскими мастерами, состояла из 8 фигур, каждая из которых чем-то отличались от других. Самая большая изображала круглолицую крестьянку в сарафане, цветастом платочке с чёрным петухом в руках. За ней следовали дочки-матрёшки с серпом, караваем хлеба, братец в расписной рубахе, последняя изображала спелёнатого младенца.

Ласковое название «матрёшка» кукла-игрушка получила от русского имени Матрёна. Во-первых, это имя ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладавшей хорошим здоровьем и дородной фигурой. Во-вторых, Матрёной именовали жену Петрушки, персонажа народного кукольного театра. В-третьих, Матрёной звали и горничную в Абрамцеве, усадьбе Мамонтовых, где проходили встречи художников, поэтов и музыкантов.

В 1900 году русские матрёшки появились на Всемирной выставке в Париже. Своеобразная форма и роспись игрушки очаровали иностранцев. Интерес к матрёшке отчасти объяснялся модой на всё русское, распространившейся благодаря «Русским сезонам» Сергея Павловича Дягилева в Париже. В последующие годы начался массовый вывоз матрёшек за границу.

Матрёшки пользовались популярностью и спросом в России, несмотря на то, что стоимость игрушки доходила до 10 рублей за штуку. Хорошо пообедать в приличном трактире в начале XX века можно было за 30-50 копеек, билет на трамвай стоил 5 копеек, а на рынке за 2 копейки можно было выбрать дюжину (12 штук) отборных солёных огурцов.

В начале 1900-х годов мастерская «Детское воспитание» закрылась, производство матрёшек перекочевало в Сергиев Посад. Там попробовали выпускать фигурки в виде древнерусского шлема и конусообразные, но эти формы не нашли спроса. Постепенно ассортимент матрёшек расширился, их стали производить в виде бояр, монахинь, литературных героев, сказочных персонажей, фигурок жениха и невесты, внутри которых помещались родственники. В 1912 году к столетнему юбилею Отечественной войны были выпущены восьмиместные матрёшки, изображавшие Кутузова, Наполеона и офицеров их штабов. Матрёшки были и 2-х, и 24-местными, но самыми ходовыми были 3-х, 8-ми, и 12-местные. В 1913 году для выставки игрушек в Петербурге была сделана 48-местная матрёшка, в 1967 году – 60-местная, в 1970 году – 70-местная высотой один метр.

В книге есть и изображение марийской матрёшки Фени. Первая 9-местная матрёшка в национальной традиции была создана на Йошкар-Олинском горпромкомбинате в 1960-х годах. Она легко узнаваема по росписи элементов вышивки – в области груди и фартука. В основном это геометрический орнамент, который имеет значение оберега.

 

Информация подготовлена ведущим библиотекарем отдела литературы по искусству О. Л. Пушкиной с использованием материалов из открытых источников:

http://www.thimble.ru/mat1.htm

https://web.archive.org/web/20191008070220/https://sergievgrad.ru/uvlekatelno/podlinnaya-istoriya-matreshki-chast-pervaya/

Русский