КНИЖНЫЙ ВЕРНИСАЖ. Маска: от мифа к театру

25.09.2023 | 225 просмотра(ов)

Отдел литературы по искусству приглашает познакомиться с наиболее интересными изданиями по разным видам искусства.

Тодоренко, Е. В. Маска: от мифа к театру / Е. В. Тодоренко. – Санкт-Петербург : Бестиарий, 2016. – 221 с.

Книга посвящена одному из ярких явлений мирового искусства – искусству масок. В ней рассказывается об истоках происхождения масок, их роли в культурах разных народов: египтян, греков, японцев, африканцев.

 

Издавна маски использовались в самых разных обрядах и церемониях, с практическими и эстетическими целями. Появление маски или простое упоминание её сопровождается ощущением тайны и даже опасности, ведь она нужна прежде всего тому, кто желает скрыть свою сущность, выдать себя за другого. Маска есть граница, отделяющая человека от мира, от других людей, а также от самого себя.

В древности считалось, что маски служат защитой от злых духов. Театр, в своих истоках тесно связанный с обрядом, также использует маску. Она знаменует выход на сцену, преодоление границы между жизнью и искусством. Человек перестаёт быть самим собой и изображает другого. Однако понятие маски связано не только с обрядом и театром. Ещё в Древней Греции говорили, что каждый человек носит 4 маски: «маску человека, маску конкретной индивидуальности, маску общественного положения и маску профессии». Так маска становится условной, а иногда даже невидимой. Тогда о ней говорится в переносном смысле.

Одним из важных свойств маски является её статичность. Но, хотя сама она остаётся неизменной, менять маски можно бесконечно. По словам российского философа-антрополога Валерия Подороги, «за маской скрывается маска… Маска создаёт чистое и свободное пространство, она сама и есть это пространство».

Издание содержит большое количество иллюстраций: фотографий, репродукций картин и коллажей. Книг с иллюстрациями-коллажами не так много, поэтому они всегда привлекают внимание своей необычностью. Художник-оформитель Екатерина Тодоренко использовала коллаж для получения эффекта неожиданности от сочетания разнородных материалов.

В коллажах объединены фотографии, графические рисунки, объёмные объекты из бумаги и даже текст. Благодаря этому создаётся ощущение «тактильности» книги. Хочется потрогать пальцами шероховатость фактур, многослойность рисунка и рассмотреть все детали, из которых собрана иллюстрация.

 

Информация подготовлена ведущим библиотекарем отдела литературы по искусству О. Л. Пушкиной

Русский