КНИЖНЫЙ ВЕРНИСАЖ: Линии Галле

08.10.2018 | 2635 просмотра(ов)

Отдел литературы по искусству приглашает ценителей и любителей прекрасного познакомиться с наиболее интересными изданиями из богатой книжной коллекции по разным видам искусства.

Линии Галле. Европейское и русское цветное многослойное стекло конца ХIХ – начала ХХ века в собраниях музеев России. - М.: Программа «Первая публикация», 2013. - 484 с.

«Красота всегда бывает причудливой» (Ш. Бодлер)

Эта книга, изданная в рамках Программы «Первая публикация» Благотворительного фонда В. Потанина, посвящена коллекциям предметов, выполненных в технике многослойного цветного стекла («стиль Галле»), которые хранятся в собраниях девяти российских музеев.

Благодаря этому удивительному альбому многие откроют для себя гений Галле. Немногим художникам удаётся достичь мировой славы. Редко кому приходится вкусить её ещё при жизни. И только единицы смогли сделать своё имя нарицательным, подарив его своим творениям. В искусстве художественного стекла такое имя практически одно – Эмиль Галле (1846-1904). Он стал одним из тех, кто определил стилистическое направление целого этапа европейского искусства, получившего в каждой стране своё название: ар-нуво – во Франции, модерн – в России. Стекло, наделённое Галле эмоциональностью, поэтичностью и магнетизмом, стало символом модерна, а изобретённая мастером технология стала необычайно популярной. Что же такое «стекло Галле»? Это художественное произведение – как правило, ваза из цветного многослойного стекла, при декорировании которого использовалась резьба, гравировка и травление.

Эмиль Галле родился в провинциальном французском городе Нанси в семье владельца торговой фирмы, работавшей с фаянсовыми и стекольными заводами. Он получил прекрасное образование. Поражает широта и разнообразие его интересов. Галле брал уроки скульптуры и рисунка, изучал ботанику, находил время для участия в философских диспутах и увлекался музыкой. Он прекрасно знал литературу, особенно поэзию. Уже в ранние годы, демонстрируя универсальность почти ренессансного толка, он умудрялся совмещать стажировку на стекольной фабрике с разработкой декора керамических изделий и даже научной деятельностью, выступая с докладами, такими, к примеру, как «Орхидеи Лотарингии», на конгрессах по ботанике.

В 70-е гг. XIX в., когда Галле начинал свой творческий путь, стекло не выделялось из других материалов. Однако мастер остановился именно на стекле не случайно. В это время в философских сферах всё более актуальной становится мифология стекла. Знаменитая метафора Новалиса о людях как хрустальных сосудах для души обрастала новыми смыслами. В поэзии символизма растворение телесного в прозрачном, иногда буквально – «остекленение», становится одним из приоритетных способов превращения материи в дух.

В 1889 г. на Всемирной выставке в Париже Эмиль Галле впервые представил результаты своих экспериментов - вазы из многослойного цветного стекла с резьбой и травлением. Новая технология позволила мастеру создать иллюзию объёмности изображения. В его работах стекло имитировало полудрагоценные камни, камею, поэтому оно казалось твёрдым и плотным. Успех изделий Эмиля Галле был триумфальным. Принадлежащая ему фирма получила самую главную награду выставки – Гран-при.

Мастер не просто создавал тот или иной предмет – он стремился вложить в форму и декор актуальное для него философское содержание, ориентируясь на вечные вопросы и темы: зарождение жизни на Земле, духовное освобождение, любовь и смерть. Стремясь соединить стекло и поэзию, Эмиль Галле создаёт новый жанр, названный им «говорящее стекло». В орнамент предметов он вплетает награвированные тонкой иглой фрагменты из стихотворений любимых авторов – Бодлера, Метерлинка, Гюго, призванные раскрыть внутренний смысл его произведения.

Эмиль Галле выпускал вещи эксклюзивными тиражами, однако на его фабрике параллельно существовало и более массовое, тиражное производство.

Стекло «в стиле Галле» получило распространение во многих странах Европы. Без цветных ваз с рельефным узором не мыслился ни один интерьер, не только жилой, но даже и официальный. Инициатором создания русского варианта «стиля Галле», вероятно, была императрица Александра Фёдоровна. Её увлечение искусством Эмиля Галле началось благодаря дипломатическим дарам, полученным во время её визита с Николаем II во Францию в 1896 г. Не случайно именно к 1896-1897 гг. относятся первые известные работы из многослойного стекла, созданные на Императорских фарфоровом и стеклянном заводах. Александра Фёдоровна принимала непосредственное участие в художественной жизни завода. Она лично отбирала и утверждала рисунки для изделий из цветного стекла. Тематически орнаментация европейского и русского стекла «в стиле Галле» обнаруживает большое сходство. Ирисы, лилии, орхидеи, тюльпан, крокусы, анемоны – любимые цветы французских стеклодувов стали любимыми и для русских художников.

Альбом «Линии Галле. Европейское и русское цветное многослойное стекло конца ХIХ – начала ХХ века в собраниях музеев России» отличается великолепным дизайном: оригинальная обложка, особая бумага нескольких сортов, строчки текста, расположенные в форме вазы, выдающиеся по своим художественным качествам фотографии.

 

Русский