КНИЖНЫЙ ВЕРНИСАЖ: Купеческий портрет XVIII-начала XX века

25.10.2022 | 631 просмотра(ов)

Отдел литературы по искусству приглашает познакомиться с наиболее интересными изданиями по разным видам искусства.

Купеческий портрет XVIII-начала XX века из собрания Исторического музея. Живопись. Дагерротипия. Фотография. – Москва, 2013. – 191 с.

В книге представлены купеческие портреты (живописные, дагерротипные*, фотографические) из собрания Государственного исторического музея.

Портреты представителей купеческих родов XVIII-начала XIX века были заказаны и исполнены, в основном, для родовых портретных галерей. Купеческие портреты XVIII века создавались по поводу важных событий в жизни их героев. Например, портреты молодых супругов Яковлевых – копии второй половины XVIII века с оригиналов художника Ивана Вишнякова – были заказаны Саввой Яковлевым по случаю свадьбы в 1756 г. его старшего 14-летнего сына Михаила и 18-летней Степаниды Степановны. Подобные ранние для одного из супругов браки не были редкостью в купеческой среде. Молодые на портретах одеты в платья из пёстрой шёлковой ткани по моде середины XVIII века. Их происхождение из купеческого сословия выдают лишь бесхитростные причёски – без обязательных для дворян буклей, локонов и пудры. Нередко в купеческих костюмах, особенно женских, на портретах можно видеть смешение разных элементов – временны́х, сословных, модных. Так, на портрете неизвестного художника купчиха с веером в руках одета в городское платье с декольте, а на голове у  неё – красный платок, словно повязанный на высокий кокошник! Пёстрая ткань платья относится к середине XVIII века, покрой лифа платья характерен для 1770-х годов, а форма и роспись веера – для конца века. Купеческий портрет создавался как памятник земному бытию человека в назидание потомкам. Портреты часто писались непрофессиональными (неизвестными) художниками, учениками иконописных мастерских. В первой четверти XIX века такими мастерами было создано значительное число портретов, исполненных, подобно иконе, словно по готовой прориси.

Фронтальное изображение фигуры на тёмном фоне, плоская форма, локальные цвета переходят из произведения в произведение. В этих портретах индивидуальны лишь лица моделей. Характер  портретируемых, а подчас даже их возраст остаются не выраженными. Поэтому не удивительно, что нам почти никогда не известны их имена. Историк Василий Ключевский в «Исторических портретах» отмечал: «В старые времена личности не позволялось быть столь свободной и откровенной. Лицо тонуло в обществе, в сословии, корпорации, семье, должно было своим видом и обстановкой выражать и поддерживать не свои личные чувства, вкусы, взгляды и стремления… Над личными вкусами и понятиями, даже над личными доблестями царили общеобразовательное приличие, общепризнанный обычай».

Портреты ушедших поколений семьи в купеческой среде олицетворяли укоренённость рода в прошлом, воспринимались как личное присутствие, продолжение жизни предков в настоящем. Мемориальная ценность портретов, случалось, приводила к их разрушению. Например, в течение почти двухвекового бытования у потомков портрет Фёдора Золотарева с детьми и парный к нему портрет Любови Золотаревой с детьми были разрезаны на фрагменты, которые оказались в родственных семьях.

В первой половине XIX века именитые художники писали купцов редко. Исключение – бывший крепостной Василий Тропинин, а также московские мастера его школы – Николай Заваруев, Иван Каверин и Николай Мыльников. Живописный портрет второй половины XIX-начала XX века создавал уже не родовую купеческую галерею, а череду индивидуальных образов, из которых складывался новый облик сословия. Купцы начинают играть очень большую роль в жизни страны – и как промышленники, и как меценаты. «Купеческая аристократия» могла позволить себе портретироваться у лучших живописцев – Константина Маковского, Николая Богданова-Бельского, Валентина Серова, Василия Перова, Леонида Пастернака, Александра Головина.

Портретную галерею издания дополняют произведения светописи 1840-50-х годов: дагерротипы и фотографии. Это редкая коллекция пожелтевших от времени снимков, которая свидетельствует, что хотя живописцы в своих работах маслом не стеснялись и писали купцов и толстыми, и старыми, им всё-таки не удавалось передать ту хватку, расчётливость и умение жить, которые отличают лица на фотографиях.

 

*Дагерротипия – первая в мире технология фотографии.

 

Информация подготовлена ведущим библиотекарем отдела литературы по искусству О. Л. Пушкиной

Русский