Книжный вернисаж: Константин Васильев

05.05.2018 | 3425 просмотра(ов)

Константин Васильев: художник по Зову Сердца / авт. текста, сост. А. Доронин. - М.: Астрель: АСТ, 2003. - 255 с.: цв. ил.

Отношение к творчеству художника Константина Васильева было и остаётся неоднозначным. Он не вписывался в обойму воспеваемых, воспетых или хотя бы отмеченных критиками живописцев. Одни искусствоведы его просто не замечали, другие считали его работы декоративно-лубочными, на грани самодеятельности. Однако фактом остаётся то, что творчество художника востребовано по сей день.

Константин Васильев родился 3 сентября 1942 года в городе Майкопе, оккупированном немцами. В конце 40-х годов его семья переехала в посёлок Васильево, который находился недалеко от Казани. От своих сверстников Костя отличался тем, что не интересовался игрушками, но всегда возился с красками, карандашами и бумагой. Друзья-мальчишки с уважением признавали, что Котька Васильев – художник: может срисовать из книжки богатыря или танк – не отличишь! Родители понимали, что сын одарён и жить не может без рисования. В 11 лет, пройдя сложный конкурс, Константин Васильев поступил в Московскую среднюю художественную школу-интернат при институте имени В. И. Сурикова. В свободное время всем прочим делам он предпочитал посещение Третьяковской галереи и месяцами разглядывал работы великих русских художников. Однако в силу семейных обстоятельств Васильев прервал обучение в МСХШ и поступил в Казанское художественное училище. После его окончания он работал художником-оформителем.

Первая персональная выставка картин Васильева, состоявшаяся в Зеленодольске 29 октября 1976 года, вызвала огромный интерес. Однако именно в тот день жизнь художника  трагически оборвалась.

О его творческом наследии позаботились друзья. Сохранилось около четырёхсот работ Константина Васильева. После больших трудностей в 90-е годы XX в. Москве и Казани были созданы галереи художника. В 2013 году в Казани на ул. Баумана открылся обновлённый музей Константина Васильева. В этом музее на данный момент собрана большая часть картин, созданная художником.

Константина Васильева в период его духовного становления особенно привлекали эпос, народная поэзия. Он считал, что русские былины и древние сказания являются тем магическим кристаллом, который подобно камертону настраивает человеческую душу на определённое звучание. Художник создал целую серию картин «Русь былинная»: «На Калиновом мосту», «Бой Добрыни со змеем», «Алёша Попович и красна девица», «Садко и владыка морской», «Вольга и Микула», «Дар Святогора», «Илья Муромец освобождает узников» и другие.

Картины Константина Васильева на тему Великой Отечественной войны как бы продолжают его былинную богатырскую симфонию. В картине «Парад 41-го» поражает необычный ракурс. Зритель смотрит на происходящее как бы со стен храма Василия Блаженного, поверх памятника Минину и Пожарскому, нарочно увеличенному в размерах и доминирующему на холсте. Герои отечественной истории словно благословляют новых героев на защиту Родины. Парная к этой картине работа – «Нашествие». На холсте мы видим лишь два символа. С одной стороны стоит разрушенный остов Успенского собора Киево-Печерской лавры с немногими сохранившимися на нём ликами святых. А с другой – мимо проходит, извиваясь змеёй, железная колонна разрушителей. Обе картины выполнены в монохромных серых тонах.

Константин Васильев создал две работы на темы любимых военных маршей - «Прощание славянки» и «Тоска по Родине». Писал он их под соответствующее музыкальное сопровождение на больших холстах – до двух метров в длину каждый.

Наиболее ярко мироощущение Константина Васильева выразилось в так называемом мифологическом цикле: в картинах «Северный орёл», «Ожидание», «Нечаянная встреча», «Северная легенда», «Человек с филином», «Плач Ярославны». Эти работы художник создал после мучительно сложного искания собственного стиля в искусстве. «Внутреннюю силу всего живого, силу духа – вот что должен выражать художник!» Это открытие стало в его судьбе поворотным. С него началось оттачивание неповторимого «васильевского стиля», моментально узнаваемого его многочисленными почитателями.

При первом взгляде на картину «Нечаянная встреча» видится что-то красивое и удивительно знакомое, родное, словно в памяти звучит голос предков. Встретились не просто два человека, а каких-то два бесконечных начала, две противоборствующие и в то же время стремящиеся друг к другу стихии. Константин Васильев добивался необычайно ёмкой передачи внутреннего мира своих персонажей, оставляя при этом на первый взгляд холодными их лики. Художник ценил в человеке спокойное, твёрдое состояние духа и поэтому считал неприличным выражать чувства  своих героев, искажая для этого их лица мимикой. Надо отметить, что толчком для написания этой картины послужили старинные ворота, увиденные Васильевым во время двухдневных странствий с другом по марийским лесам. Это были резные дубовые ворота с орнаментом и вязью: «1887 год». Старинные ворота очень понравились Константину, и он сказал другу: «Надо сделать картину, где бы они «работали». Такой материал не должен пропадать: какие-то в этих воротах есть отложения духовного плана». А в 1969 г. Константин Васильев написал картину «Марийская деревня», центром которой являются не деревенские домики, а православная часовня.

Необычна картина «Ожидание», рама которой напоминает окно деревенского дома. Зрителей сначала привлекает магически мерцающий пламень горящей свечи, затем, сильнее огня, обжигают глаза девушки, излучающие небесную чистоту.

Интересная история связана с картиной «Северный орёл». Однажды друг художника, вернувшись с прогулки, рассказал Константину о своей нечаянной встрече на берегу Волги с большущим орлом. Заметив человека, орёл встрепенулся и бросил на незваного гостя такой огненный взгляд, что тот оторопел и смутился. Васильев загорелся идеей нарисовать картину под названием «Северный орёл». Друзья с радостным нетерпением ждали обещанной встречи с его новой работой. Когда в условленное время Васильев снял с полотна покрывало, в комнате воцарилась необычайная тишина. Друзья предполагали увидеть какую угодно птицу, но…мужика с топором никак не ожидали. Зрителей буквально сверлил орлиный взгляд мужественного человека, властелина тайги.

Последняя работа художника – «Человек с филином» - стала вершиной философского обобщения в его творчестве. Это сложный символ – образ человека, воплотившего в себе силу, мудрость и мощь русского народа. В  этой картине есть сгорающий свиток с псевдонимом художника «Константин Великоросс» и датой, ставшей годом его ухода, - 1976-й, есть светоч, который Человек несёт в руке, плеть, прозорливая птица, сомкнувшийся земной круг, нарочито сдвинутый, - всё это символы.

Об этих картинах сложно рассказать словами, их необходимо видеть. Для этого мы приглашаем Вас познакомиться с альбомом «Константин Васильев: художник по Зову Сердца» в отделе литературы по искусству.

 

Русский