Отдел литературы по искусству приглашает ценителей и любителей прекрасного познакомиться с наиболее интересными изданиями из богатой книжной коллекции по разным видам искусства.
Кривцов, Н. В. Кижи и Валаам / Никита Кривцов. – Москва : Вече, 2006. – 240 с.: ил. – (Памятники всемирного наследия)
Ежегодно тысячи туристов из России и многих стран мира посещают уникальные уголки Русского Севера – Кижи и Валаам. Их восхищают первозданная природа, а также рукотворные шедевры – ансамбль памятников деревянного зодчества, собранный на острове Кижи, и здания и храмы Спасо-Преображенского мужского монастыря, существующий с XIV века на Валааме.
Кижи - один из 1650 онежских островов и, вне сомнения, самый известный. Он вытянулся с севера на юг на 8 км, но в любом месте его можно пересечь за несколько минут. Название острова происходит от карельского слова "кижат", что означает «игрище», т.е. место языческих обрядов. Среди многочисленных кижских церквей главной является огромная 22х-главая Преображенская церковь, построенная в 1714 г. Высота храма с крестом составляет 37 м. В интерьере Преображенской церкви сохранился четырёхъярусный резной иконостас, который представляет собой деревянную резную позолоченную раму с включёнными в неё 102 иконами. Легенда о мастере Несторе раccказывает, что это чудо он создал с помощью одного лишь топора. Закончил работу Нестор, посмотрел на творение рук своих и забросил топор подальше в озеро со словами: «Не было, нет и не будет такой». Строительным материалом служили сосна, осина и ель. Даже если рассказы о том, что строились храмы без единого гвоздя, всего лишь одна из кижских легенд, всё равно не может не поражать воображение инженерная выдумка древних строителей: многие формы церквей и даже детали их декоративного убранства служат на самом деле для стока воды с крыш и куполов или представляют собой уникальную систему вентиляции, необходимую, чтобы дерево "дышало" - не гнило и не портилось. Купола всех церквей и часовен Кижей покрыты своеобразной деревянной черепицей - множеством причудливо вырезанных пластинок, которые издали напоминают рыбью чешую - лемехом. Обшивку куполов лемехом из осины вели рядами, начиная снизу. Когда осина стареет, она приобретает благородную «седину» - своеобразный серебристый блеск, который в зависимости от времени суток и погоды меняет свой цвет. Крытые лемехом кижские купола кажутся то чёрными, то горят красной медью, то светятся ярким серебром, то таинственно мерцают тяжёлым свинцом. Кижское чудо, которое советский поэт Евгений Евтушенко назвал "деревянной песней", пережило все перипетии истории: крестьянские восстания, Гражданскую войну, борьбу с религией в СССР в 20-30-е годы, Вторую мировую. Уникальные храмы острова в течение долгого времени пребывали в забвении, которое, вероятно, их и спасло.
Валаам расположен в северо-западной части Ладожского озера. Существует несколько версий происхождения названия острова. По одной из них, оно происходит от имени языческого бога Велеса, или Ваала, и слова «маа» (по-фински «земля»). По другой, возможно происхождение от финно-угорского слова «валамо» - высокая (горная) земля. Спасо-Преображенский монастырь на Валааме на протяжении столетий оставался одним из духовных центров России. Разгромив шведов и вернув России Карельский перешеек, Пётр I специальным указом велел в 1715 г. возродить Валаамский монастырь. Его активное строительство началось с 1781 г., когда на остров прибыл игумен Назарий. Были возведены каменный Спасо-Преображенский собор, основан Всехсвятский скит (скит – уединённое жилище для монахов-отшельников, которое часто располагается неподалёку от больших монастырей). Монастырь рос и развивался стабильно, и два века никакие напасти и беды не нарушали его жизни. Небывалый его расцвет пришёлся на время игуменства Дамаскина (в миру Дамиан Кононов) в середине XIX века. Воздвигались скиты и храмы из кирпича, который изготавливался на местном заводе; была построена гостиница для богомольцев; Водопроводный дом, благодаря которому из глубины Монастырской бухты по прорубленному в скале туннелю поднималась вода; собрана библиотека в 12 тысяч томов. Валаам был точно маленьким промышленным городком. В монастыре обрабатывали дерево, гнали скипидар, изготовляли свечи, писали иконы, добывали и обрабатывали гранит, которым, кстати, выложены некоторые набережные в Санкт-Петербурге, была гончарная фабрика и фотография. На ферме, где содержались 80 коров, действовала паровая машина, сбивавшая масло и резавшая солому, в озеро ежегодно выпускали 40 тысяч мальков сига. В садах произрастали 60 сортов яблок, давала прекрасный урожай клубника, арбузы снимали весом до 8 кг. И это в холодном северном климате.
Дамаскин начал покупку островов вокруг Валаама – с 1878 г. они стали полностью монастырскими. Не успел он только перестроить главный Преображенский собор, который не вмещал всех паломников. В возрасте 86 лет, проведя на Валааме 62 года, Дамаскин умер и был похоронен на Игуменском кладбище.
События начала ХХ века – Первая мировая война и революция 1917 года - принесли Валаамской обители трагические перемены. После провозглашения независимости Финляндии в 1917 г. остров остался частью Финляндии, но вошёл в состав СССР по итогам советско-финской войны 1939-40-х годов. Монахи, опасаясь сталинских репрессий, покидали остров, увозя с собой по льду Ладоги все ценности и реликвии. Валаамская братия надеялась вернуться: после её исхода в идеальном состоянии оставались все храмы, пашни и сады. 18 марта 1940 г. двенадцать ударов большого монастырского колокола известили о последнем дне Спасо-Преображенского монастыря. С 40-х годов прошлого века в истории Валаама – пустота. А в 50-е годы советское правительство решило судьбу острова по-своему: здесь был размещён дом инвалидов войны. О Валааме как бы забыли: у раненых и больных людей не было никакой надежды и возможности вырваться отсюда. В 60-е годы туристы и экскурсанты вдруг «открыли» Валаам. Они бродили по острову, жгли костры, растаскивали то, что ещё можно было растащить. Стали поступать тревожные сообщения о том, что архитектурные памятники и природные зоны находятся в критической стадии деградации и разрушения. В конце 1970-х годов был создан музей-заповедник. Но чтобы вернуть Валааму прежний облик, следовало вернуть ему и прежнее назначение. В конце 80-х годов на остров прибыли первые монахи во главе с архимандритом Виктором. Начались реставрационные работы, вновь зацвели сады, постепенно восстанавливалось хозяйство. Возрождался тот уклад и весь строй жизни, который так поражал приезжавших сюда людей. И как отмечал русский писатель Иван Шмелёв, «как и святой Афон, Валаам поныне светит. Афон – на Юге, Валаам – на Севере. В сумеречное наше время, в надвигающуюся «ночь мира» нужны маяки». Тем более на Валааме, как писал другой писатель Борис Зайцев, «всё необычайно русское. И как-то связано с нами, с нашими судьбами».
Информация подготовлена И. Н. Овчинниковой, главным библиотекарем отдела литературы по искусству.
- 866 просмотров