КНИЖНЫЙ ВЕРНИСАЖ: Картины русского быта.

15.08.2019 | 2174 просмотра(ов)

Отдел литературы по искусству приглашает ценителей и любителей прекрасного познакомиться с наиболее интересными изданиями из богатой книжной коллекции по разным видам искусства.

 

Овсянников Ю. М. Картины русского быта: Стили, нравы, этикет. - М.: АСТ-пресс: Галарт, 2000. - 351с.

Автор этого уникального издания, несмотря на сложность и обширность материала, увлекательно рассказал о русском быте: крестьянских избах, царских дворцах, обыденной жизни семьи, предметах обихода,  обычаях, традициях, обрядах, праздниках, о жизни в монастырях, усадьбах, столичных и провинциальных городах, о нравах, правилах поведения и этикете. В книге описывается жизнь разных слоёв русского общества: крестьян, купцов, дворян, мещан, рабочих, а также царей и императоров – от Ивана III до Николая II.

Автор начинает своё повествование с самых истоков – с рождения дома на Руси. Треть года царили и царят в нашей стране холода. Морозы и вьюги во многом определили внешний вид и конструкцию жилища – избы. «Царицей» крестьянского дома была печь, хранительница тепла и жизни. Европейские камины не прижились в России, слишком быстро отдавали они свой жар. А печь грела, в ней готовили пищу, на её широкой спине в морозные дни спала вся семья.

Вплоть до конца XVII столетия в основе русского домашнего быта лежали традиции, зародившиеся и окрепшие в ту пору, когда только формировалось государство. Единые географические условия, единая культура и религия определяли схожие формы быта царя, боярина, бедного дворянина, крестьянина и ремесленника. И в крестьянской избе, и в государевом дворце пробуждались с восходом солнца. Все одинаково начинали день с молитвы. Одни – перед иконами в красном углу, другие перед иконостасом домовой церкви. Абсолютно все строго соблюдали посты. Одежда у всех была примерно одного покроя, но у одних – из грубого холста или сукна, у других – из тончайших фламандских полотен и итальянских бархатов. Все соблюдали одни и те же обычаи при сватовстве, рождении ребёнка, похоронах. Различие состояло только в богатстве.

В своей книге автор приводит много интересных фактов. Сегодня каждый желающий может посетить театр, а в 70-х гг. XVII в. театр предназначался только для государя и его близких. И после окончания представления царь отправлялся сразу же в баню – отмыть грех развлечения «лицедейскими играми», чтобы иметь возможность потом идти в церковь.

Немало интересных и подробных сведений автор приводит о быте и жизни в столичных городах. Петербург, построенный Петром I, стал «окном в Европу», сквозь которое на невские просторы ворвался свежий ветер перемен, новых нравов и нового стиля жизни. В следовании западной моде было определённое самоутверждение новой аристократии, поднявшейся при царе Петре с самых низов. Сразу же наметились различия между образом жизни новой столицы и старой Москвы. Так, встречаясь друг с другом, дворяне Петербурга пытались здороваться на западный манер. Мужчины, отставив назад одну ногу, усердно мели перед собой землю шляпой. Женщины, стараясь удержать равновесие, приседали в книксене. Москва стремилась всячески подчеркнуть свою приверженность старым традициям и обычаям. В Москве по-старому трижды сгибались в низком поклоне. Но слишком живучи были традиции старины, и новое переплеталось со старым. В Петербурге одевались, приветствовали друг друга, веселились по-новому, а распорядок дня соблюдали старый, традиционный. Различия в жизни обеих столиц сохранились и  в последующие годы. В XIX в., по словам одного из современников, «Москва чуждается жизни городской, общественной и любит обедать у себя дома, семейно. Петербург любит улицу, гулянье, театр, кофейню, вокзал, словом, любит все общественные заведения».

Некоторые улицы Москвы вплоть до начала XX в. имели совсем провинциальный вид. На пустырях устраивали огороды с грядками капусты, моркови и прочими овощами. Когда на углу Тверской и Газетного переулка был воздвигнут четырёхэтажный дом, и притом доходный, то на него глядели, как на какое-то чудо. Водоснабжение в Москве было самое примитивное: для барского потребления привозили 2-3 бочки воды из городских бассейнов, расположенных на некоторых площадях. Для прочих домашних нужд служили колодцы, устроенные во дворах и дававшие очень грязную воду. Ежедневно с наступлением сумерек и в продолжение целой ночи по всем улицам гремели бесконечно длинные обозы, вывозившие нечистоты в открытых бочках. Когда в начале 60-х годов XIX в. один предприимчивый человек завёл для этой операции герметически закрытые бочки, то это сочтено было крупным шагом к европейской цивилизации.

Бурный рост промышленности в последнее десятилетие XX в., повлекший за собой изменение социального состава русского общества, привёл к тому, что патриархальный быт начал быстро умирать. Время было зыбким и неустойчивым. В 1917 г. старый, привычный мир оказался разрушен. А на его развалинах начали усиленно насаждать другую жизнь, с новыми понятиями, новым бытом и этикетом.

В книге Ю. М. Овсянникова «Картины русского быта: Стили, нравы, этикет» перед читателями предстанут не просто картины русского быта, но русская история и культура. Издание снабжено большим количеством великолепных иллюстраций: репродукциями картин и гравюр художников, фотографиями знаменитых архитектурных памятников, мебели, бытовых предметов, костюмов, произведений декоративно-прикладного искусства.

Русский