КНИЖНЫЙ ВЕРНИСАЖ: Ивановские ситцы

22.04.2023 | 477 просмотра(ов)

Отдел литературы по искусству приглашает познакомиться с наиболее интересными изданиями по разным видам искусства.

Ивановские ситцы XVIII-начала XX века – Ленинград : Художник РСФСР, 1983. – 216 с.

Ивановские ситцы –  это ситцы, которые выпускали предприятия бывшего села Иваново, в настоящее время города Иваново. Ивановские ситцы были названием нарицательным для тканей пёстрых, дешёвых и простонародных. По мнению одного журналиста середины XIX века, эти ситцы не представляли живого интереса для читателей образованного класса. Однако, во второй половине XIX века ивановский фабрикант Дмитрий Геннадьевич Бурылин, имея к ситцам профессиональный интерес, собрал коллекцию старинных тканей. Они были впервые показаны на промышленной выставке в Нижнем Новгороде в 1896 году и вызвали интерес публики. В настоящее время эти ситцы хранятся в Ивановском государственном историко-краеведческом музее имени Д. Г. Бурылина. К сожалению, остаются неизвестными, за редким исключением, имена художников – авторов узоров.

Владимирская губерния издавна славилась своим льном, а ткачество холстов и полотен было обычным занятием крестьян. Умелое обращение с красками известно было здесь от иконописных мастеров, живших во многих местах. В XVIII веке на заре развития хлопчатобумажной промышленности в России, когда ситцы были модной новинкой, они нашли применение в убранстве лишь дворянских интерьеров: ими затягивали стены, обивали мебель, делали из них пологи, занавесы на окна. Из них охотно шили и модные платья, и разнообразную домашнюю одежду в аристократических слоях русского общества.

Появление первого ситцевого заведения в селе Иваново связывается с именем крестьянина Осипа Ивановича Сокова, мастера-резчика досок. В 1780-х годах он работал на крупной ситцевой мануфактуре в Шлиссельбурге близ Петербурга, где вырабатывались лучшие по тому времени ситцы. Вернувшись в село Иваново, он открыл здесь своё набойное заведение. Ситцевое производство начинает успешно развиваться. Изделия ивановских мастеров конкурировали с лучшими московскими и петербургскими. Природная одарённость и художественное чутьё позволяли им сочетать различные материалы, красители и технологии для получения наибольшего художественного эффекта в своих произведениях.

До внедрения искусственных красок в 70-х годах XIX века, в течение почти целого столетия, на ситценабивных ивановских предприятиях использовались растительные и минеральные краски. Хорошие красильщики встречались очень редко. Красильная лаборатория на предприятии была секретной комнатой, доступ в неё имел лишь специальный мастер.

Огромную роль в дальнейшем развитии промышленности в Иванове сыграла Отечественная война 1812 года. В пылающей Москве погибли все крупные мануфактуры, тогда как после войны спрос на ткани резко повысился. В отсутствие самых сильных конкурентов ивановские предприятия тут же нарастили производство, и было построено много новых мануфактур. А само село Иваново в 1871 году вырастает в город Иваново-Вознесенск.

После внедрения машинного производства на мануфактурах началось удешевление ситцев, и к сере­дине XIX века они стали использоваться не только в дворянской среде.

Яркие крупноузорные цветочные орнаменты таких тканей вносили праздничность в убранство мещанского и крестьянского жилищ.  Дешёвые, практичные, с красочными узорами ситцы шли на украшение крестьянской избы: из них делали одеяла, наволочки, занавесы, отделявшие кухонный угол. Эти ткани нашли широкое применение и в народной одежде – из них шились сарафаны, женские и мужские рубашки, передники, платья. Ситцы с яркими узорами, похожими на узоры шёлковых тканей, шли на праздничную одежду, которую крестьянки берегли, носили только в торжественных случаях.

Главными направлениями, в которых работали ивановские мастера на протяжении XIX-начала XX века, являлись разработка орнаментов русского прикладного искусства, узоров западноевропейских модных тканей, а также элементов орнамента восточного характера. Ситцы, которые шли в народный обиход, оформлялись в традициях народного искусства. В их узорах перерабатывались геометрические орнаменты. Такими узорами покрывались рубашечные ситцы. На плательных ситцах – цветочные и растительные орнаменты. Ивановские фабриканты сосредоточили свои главные усилия именно на ярких «крестьянских» - с синим фоном и дорогих кумачовых сит­цах с орнаментами. «Фирменным» мотивом ивановских ситцев стал орнамент восточного типа в виде «боба» или скрюченного «огурца». 

Во второй половине XIX века ивановские текстильные предприятия активно участвуют в промышленных выставках как отечественных, так и международных, получая золотые медали за свою продукцию. Ивановские ситцы с успехом конкурировали с изделиями признанных европейских фирм.

Альбом «Ивановские ситцы» содержит около 200 иллюстраций лучших образцов тканей XVIII-начала XX века из собрания Ивановского государственного историко-краеведческого музея имени Д. Г. Бурылина.

 

Информация подготовлена ведущим библиотекарем отдела литературы по искусству О. Л. Пушкиной

Русский