КНИЖНЫЙ ВЕРНИСАЖ: История причёски

21.03.2021 | 1169 просмотра(ов)

Отдел литературы по искусству приглашает познакомиться с наиболее интересными изданиями по разным видам искусства.

Сыромятникова, И. С. История причёски / И. С. Сыромятникова. – Москва : Искусство, 1983. – 230 с.: ил.

Причёска появилась в первобытном обществе раньше, чем одежда. Сначала спадавшие на глаза пряди волос просто перевязывали ремешком из кожи. С появлением различных праздников и обрядов причёски стали более сложными, и по ним теперь можно было отличить вождя племени или колдуна от простого воина.

Каждая эпоха вносила в развитие парикмахерского дела что-то новое. Так в Древней Греции и Риме все свободные граждане носили изящно завитые и плотно уложенные по всей голове, почти «скульптурные» локоны.

В средние века в Западной Европе поиски в области моды считались греховными. Женщины прятали волосы под головные уборы, которыми в это время заменялись причёски. Тем не менее, именно в эпоху средневековья в городах возникают первые ремесленные цеха парикмахеров.

Эпоха Возрождения, пришедшая на смену средневековью, вызвала глубокий интерес к человеческой личности. В это время расцветают науки, искусства, ремёсла. Совершенствуется и парикмахерское мастерство. Появляются изысканные, замысловатые, перегруженные украшениями причёски. Идеалом красоты становятся высокие, стройные женщины с тонкими чертами лица, длинными шеями, с волосами цвета мёда.

Особого расцвета парикмахерское дело достигает в первой половине XVII века, в период укрепления абсолютизма во Франции. Под влиянием тридцатилетней войны в Западной Европе идеалом мужской красоты становится воин, закованный в стальные доспехи, но при этом украшенный кружевами, перьями и драгоценностями. Красиво завитые локоны спадали мягкими волнами на плечи и спину. Такие причёски были данью подражания королю-ребёнку – будущему Людовику XIV. Во второй половине XVII века с возмужанием короля, на смену «детскому» образцу в моду входят огромные, помпезные парики из натуральных и искусственных волос. Они должны были придавать более величественный вид своему хозяину. Благодаря причёскам, напоминающим гриву льва или голову пуделя, утомлённые дворцовыми интригами, изнеженные кавалеры казались выше ростом. Косметика – накрашенные щёки и губы, многочисленные мушки – дополняли внешний вид кавалера того времени.

В 1780 году для королевы Марии Антуанетты была придумана сложная причёска, украшенная волнами шифона, перьями, драгоценностями. Искусные парикмахеры-куафёры возводили эти сооружения в течение нескольких часов с помощью каркасного пудреного парика до 70 см в высоту. Это сложное сооружение украшалось фигурками людей, чучелами животных, цветами и плодами. Причёска требовала большого количества шпилек, помады, пудры, поэтому сохранить её старались как можно дольше, не разбирая порой по несколько недель. Во время сна пользовались подголовниками, которые давали возможность держать конструкцию на весу. Куафёр Леонар изобрёл механизм, который позволял причёске сокращаться, чтобы дама могла пользоваться каретой. Соперничая между собой, куафёры создавали для каждого клиента индивидуальный фасон причёски.

В период французской революции представление о красоте сильно изменилось. Причёска перестала быть сословным отличием. Характерными её чертами стали небрежность, растрёпанность. Моды создавались чуть ли не ежедневно, как отголосок на происходящие события, и также быстро исчезали. Парики белого цвета стали олицетворением ненавистной королевской власти и могли стать поводом к лишению свободы.

Во времена Директории революционные традиции уступают место умеренности. Из-за границы возвращаются преследуемые ранее роялисты. Наследники казнённых возвращают земли и конфискованное имущество. Молодые люди устраивают клубы, участниками которых могли быть только пострадавшие от революции. Эти мероприятия носили привкус смерти. Особенно утончённые щёголи выбривали значительную часть затылка, как у висельника. Такая причёска получила название «жертва». Её отваживались носить даже некоторые дамы. Дополнением к ней служили красные ленты или плотно облегавшие шею ожерелья, имитировавшие след от топора.

Понятие красоты с течением времени неоднократно менялось.

В 60-е годы XIX века во Франции при императорском дворе была мода на светлые волосы в подражание императрице Евгении, которая была блондинкой. Парикмахер Гуго изобрёл способ вытравливать волосы при помощи перекиси водорода, и изысканные парижанки поспешили изменить свой естественный цвет волос. Вскоре в высшем свете совсем не осталось ни брюнеток, ни шатенок.

А вот короткая стрижка для дам вплоть до XX века была просто недопустима. В России царская охранка считала стриженых женщин «неблагонадёжными». Японская полиция перед Второй мировой войной также объявляла японок с короткими причёсками «опасными для общества».

 

Информацию подготовила О. А. Сокольникова, главный библиотекарь отдела литературы по искусству.

Русский