КНИЖНЫЙ ВЕРНИСАЖ: Гармония вечного: Древнее искусство Карелии

24.12.2019 | 2125 просмотра(ов)

Отдел литературы по искусству приглашает ценителей и любителей прекрасного познакомиться с наиболее интересными изданиями из богатой книжной коллекции по разным видам искусства.

 

Гиппенрейтер, В. Гармония вечного: Древнее искусство Карелии: Фотоальбом / Текст. В. Платонова, фото В. Гиппенрейтера. Петрозаводск : "Карпован сизарексет", 1994. 239 с.

Авторы альбома попытались отразить глубокую взаимосвязь сказочной красоты карельской природы и удивительных произведений древней иконописи, деревянного зодчества, народного прикладного искусства. Природа северного края издавна воспитывала эстетический вкус человека, давала художникам и зодчим мощный импульс для создания неповторимых шедевров.

Освоение Карелии человеком началось лишь после того, как в X тыс. до н. э. территория освободилась от ледника. Наиболее известными памятниками первобытного искусства Карелии являются петроглифы Онежского озера – рисунки, выбитые на камне, датируемые III тыс. до н. э. Они включают множество изображений: промысловые животные, птицы, рыбы, фигуры людей, мифологических персонажей, сцены охоты. На протяжении многих столетий петроглифы вызывали не только интерес, но и суеверный страх, поскольку со временем значение рисунков стало непонятным. Одни учёные трактуют рисунки на скалах как своеобразную летопись важнейших событий из жизни племени, другие усматривают в них обрядовое значение.

Средневековую Карелию населяли предки современных саамов, вепсов, карел. Новгородские славяне стали селиться на этих землях с начала II тыс. н. э. До конца XV в. Карелия входила в состав владений Великого Новгорода. В XIV-XV вв. в Карелии возникают местные обители. Их основатели принесли высокие духовные традиции не только из Новгорода, но также из Кирилло-Белозерского монастыря, исторически связанного с Москвой, и с далёкого Афона.

Художественные особенности северной иконописи, суровой, немногословной, хранящей древние традиции, не в последнюю очередь связаны с вековым укладом жизни крестьянских общин. Для постижения своеобразия северной иконы особенно существенна её органическая связь с деревянной архитектурой. Икона создавалась в расчёте на камерный масштаб церкви или часовни. Учитывалась и совершенно особая цветовая среда в храме. В древних постройках она создавалась скупыми лучами солнца, робко проникавшими сквозь небольшие окна и смешивавшимися с мерцающим пламенем свечей и лампад.

Очень тонкие связи существуют между иконой и северной природой, которая незримо всегда присутствует в искусстве. Давно замечено, что в цветовой гамме северных икон преобладают местные земляные краски – жёлтые, коричневые, красноватые, голубые, чёрные. Именно они создают негромкую, спокойную гамму, столь характерную для северного искусства.

Среди многочисленных заповедных уголков российского Севера особое место принадлежит острову Кижи на Онежском озере. Остаётся во многом загадочным происхождение названия острова. Учёные предполагают, что оно восходит к карельскому слову «кижат» - «игрища». Возможно, остров некогда был местом религиозных обрядов финно-угорских племён. Здесь расположен знаменитый архитектурный ансамбль, включённый в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Кижский архитектурный ансамбль, включающий Преображенскую, Покровскую церкви и колокольню, сложился в окончательном виде в XVIII-XIX вв. Ныне кижские храмы стоят в окружении памятников деревянного зодчества, свезённых в музей-заповедник из многих районов Карелии.

В старину окрестности острова Кижи были густо заселены. Вдоль береговой линии Заонежского полуострова и на островах располагалось множество деревень, которые группировались вокруг кижских храмов. В создании чисто зрительных связей между частями этого своеобразного микромира большую роль играли часовни, шатровые колокольни которых были видны издалека, указывая путь корабелам и рыбакам. Ныне многие деревни и храмы не существуют, а сохранившиеся на местах часовни образуют то, что называют «кижским ожерельем».

Северная величавая природа не только воспитывала художественный вкус северян, создавая особый настрой души, но и давала разнообразие материала для творчества: ткани, дерево, береста, металл.

Великолепные фотографии для альбома «Гармония вечного: Древнее искусство Карелии» сделаны удивительным человеком – Вадимом Евгеньевичем Гиппенрейтером (1917-2016) – скульптором по образованию, основателем отечественной школы художественной и пейзажной фотографии. Кроме того, он был путешественником, альпинистом, первым и троекратным чемпионом СССР по горным лыжам, первым человеком, поднявшимся на Эльбрус и спустившимся оттуда на лыжах.

Благодаря фотографиям В. Е. Гиппенрейтера читатели имеют возможность познакомиться с Карелией, лесным и озёрным краем на северо-западе России, неизменно привлекающем людей со всего мира суровой красотой природы и богатейшим культурным наследием.

Русский