Отдел литературы по искусству приглашает познакомиться с наиболее интересными изданиями по разным видам искусства.
Маркшис-ван Трикс, Й. Артисты и цирковой плакат : [исторический обзор] / Й. Маркшис-ван Трикс, Б. Новак. – Москва : Искусство, 1986. – 270 с.
Цирковые плакаты составляют небольшую часть плакатного искусства, поскольку всегда печатались небольшими тиражами. Сегодня они являются культурно-историческими памятниками, содержащими сведения об обычаях и общем уровне развития какой-либо эпохи. Не будь древних афиш, мы знали бы гораздо меньше о развлечениях, интересах, способностях и стремлениях наших предков.
Вероятнее всего предположить, что цирковая реклама родилась на свет самой первой из всех своих подруг. Её декоративная броскость, острый текст, гиперболичность образов и при всём этом подчёркнутая простота и доступность утверждались в костюмированных шествиях при въезде в город бродячих артистов – своеобразных анонсах будущих представлений.
Старые цирковые плакаты с точки зрения современного человека нередко выглядят наивными и примитивными, поскольку выставляли на первый план игру мускулов и использовали опасность представлений как главную приманку.
Авторы книги прослеживают историческое развитие циркового плаката, начиная с первых программок и афиш вплоть до разнообразных реклам, имевших художественную значимость. Они ведут рассказ о художниках и изготовителях плакатов, о стилистике и технике печати в неразрывной связи с рассказом об истории цирка.
Становление русского циркового плаката как особого вида графики произошло в последней четверти XIX века. Цирковые афиши во многом напоминали торговую рекламу тем, что они «продавали» свой товар. Но в отличие от торговой рекламы цирковой плакат стремился сохранить традиционные фольклорные особенности.
Печатные цирковые плакаты тех лет можно подразделить на три основные группы. Первая – текстовые афиши, содержащие подробный перечень номеров, причём о каждом давался детальнейший рассказ. Вторая группа – смешанные афиши. В них сочеталось крупное изображение с подробным текстом, нередко в виде обращения артиста к публике. К третьей группе относятся чисто изобразительные, где имя артиста или его портрет находилось в окружении «клейм», демонстрирующих различные моменты выступления. Реклама с подробным рисунком-рассказом для России была типична, поскольку зритель в массе своей был неграмотен.
После революции 1917 года цирковые плакаты стали задорными, весёлыми, а озорные тексты нередко напоминали частушки. Советские цирковые афиши выполнялись в различных техниках, с применением самых разных красок, фактур и полиграфических приёмов. Особенностью циркового плаката является эксцентричность, элементы шаржа и гротеска. Содержание циркового искусства всегда – это радость победы, торжество трюка и восторг перед совершенством. Именно поэтому важное значение в плакате имеет цвет – радостный, звонкий, сильный, гармоничный.
В альбоме «Артисты и цирковой плакат» представлена богатейшая коллекция образцов (около 400), показывающих цирковую афишу нескольких столетий.
Информация подготовлена ведущим библиотекарем отдела литературы по искусству О. Л. Пушкиной
- 397 просмотров