КНИЖНЫЙ ВЕРНИСАЖ. Аргентинское танго

18.06.2020 | 1723 просмотра(ов)

Отдел литературы по искусству приглашает ценителей и любителей прекрасного познакомиться с наиболее интересными изданиями из богатой книжной коллекции по разным видам искусства.

 

Пичугин П. А. Аргентинское танго / Павел Пичугин. – М.: Музыка, 2010. – 262 с.

Танцы, как и книги, «имеют свою судьбу». Одни сходят со сцены, едва появившись; другие живут годами, десятилетиями, столетиями. Очень не многим странам выпала честь создать танец, который столь сильно отозвался бы в душе иноплеменников, чтобы быть принятым им как собственное достояние. В своё время Англия подарила миру контрданс, Франция – менуэт, Австрия – вальс, Польша – мазурку, Богемия – польку, англосаксонская Америка – фокстрот. Аргентина также создала танец, который стал бесспорным фаворитом среди танцев ХХ столетия.

В приличном обществе к.19 - н. 20 века танго называли «непристойным танцем». Он воспринимался как название того сорта музыки, который звучит среди людей, отвергнутых обществом. Отдельную репутацию танго придавали образы самих исполнителей – оно было визитной карточкой тех, кто славился своим умением пустить в дело нож в уличных стычках или обитателей борделей Буэнос-Айреса.

В конце 19-го века танец практиковался не в салонах, а в так называемых «академиях», ничего общего не имевших с высшими учебными заведениями. Это были мрачные забегаловки для бедняков и солдат в увольнении, которых интересовали простые радости – выпивка, танцы и женщины. В полицейских хрониках тех лет постоянно упоминаются происходившие в «академиях» драки и убийства, неизменно служившие поводом для закрытия этих заведений. И всё-таки именно тогда танго приобрело если не свой окончательный рисунок, то те основные черты, которые определили его развитие на многие годы вперёд. Тем не менее танго оставалось танцем городских окраин. Оркестры, выступавшие в центральных кафе и ресторанах, не исполняли его – да и вообще, для этой музыки требовалось обычно трио, в которое, как правило, входили пианино, скрипка и флейта или скрипка, флейта и гитара. И лишь когда владельцы кафе «Сентенарио» на авенида де Майо решили «добавить зажигательности своему заведению», достопочтимая публика нехотя согласилась с правом этой музыки на существование.

Сегодняшнее танго известно с 1940 года как «новое танго» и на данный момент можно говорить не просто об успехе танго во всём мире, но его окончательном вхождении в «высокую музыкальную культуру». Теперь даже странно читать строки, написанные Луисом Родригесом Абеллой в 1912 году, где он говорит, что образованные люди не готовы были принять музыку предместий, но «дьявол потихоньку втирался в доверие, вторгаясь в утончённые вкусы изысканных людей». Причём слово «дьявол» здесь отнюдь не случайно. Ватикан, заботясь о нравственности паствы, неоднократно проявлял интерес к новому танцу. Впервые танго было представлено перед папой Пием Х, который хоть и не запретил католикам танцевать его, но назвал движения танго «типично индийскими и негритянскими», что, вне сомнения, означало их варварскую природу. Затем вопрос рассматривал Бенедикт XV, пустивший дело на самотёк. А уже Пий XI сказал, что «танго не несёт в себе ничего, кроме скандала». Однако, своего рода истина во всём этом есть – и танго до сих пор остаётся самым чувственным танцем из существующих.

За прошедшее столетие улеглись баталии вокруг «быть или не быть» этому танцу. Сегодня в Аргентине работает научно-исследовательский Институт по изучению танго, выходят специализированные журналы, издаётся «История танго». В Буэнос-Айресе открыт Музей танго, функционирует «Общество друзей танго», проводятся фестивали и конкурсы оркестров и исполнителей танго. Танго явилось новым способом переживания жизни, потому так властна его притягательность и так притягательна была его власть, о которой хорошо сказал аргентинский писатель Хорхе Луис Борхес:

 Это – шквал, это – чёрная магия танца,

 Вызов, брошенный сонму годов;

 Человек, до поры сотворённый из праха,

 Разве ты долговечнее этого танго,

 Имя которому – время?

Итак, об истории появления танго, его развитии, выдающихся исполнителях и создателях этого танца вы сможете узнать, познакомившись с книгой Павла Пичугина «Аргентинское танго».

 

Информация подготовлена Овчинниковой И.Н., заведующей отделом литературы по искусству.

Русский