КНИЖНЫЙ ВЕРНИСАЖ: Альберт Бенуа – любимый художник императора Александра III

27.11.2020 | 2164 просмотра(ов)

Отдел литературы по искусству приглашает познакомиться с наиболее интересными изданиями по разным видам искусства.

Савинова, Е. А. Альберт Бенуа : великий представитель художественной династии / Екатерина Савинова. – Москва : БуксМАрт, 2016. – 360 с.

 

Альберт Бенуа (1852-1936) является представителем, пожалуй, самой прославленной семьи, давшей целые поколения известных архитекторов, художников и деятелей культуры. Он был сыном одного из самых выдающихся архитекторов второй половины XIX в. Н. Л. Бенуа, внуком архитектора А. К. Кавоса, братом архитектора Л. Н. Бенуа и художника А. Н. Бенуа, дядя художников Е. Е. Лансере и З. Е. Серебряковой.

Альберт Бенуа родился 14 марта 1852 г. Будучи художественно одарённым и имея большие способности к музыке (учился играть на скрипке) и рисованию, он решил продолжить линию отца. Альберт Бенуа поступил на архитектурное отделение Академии в 1871 г. и через 6 лет окончил его. Но повышенная эмоциональность и природное чувство колорита больше способствовали занятиям живописью, нежели архитектурой. Его брат Александр Бенуа позже вспоминал: «Жизнь постепенно отводила его от архитектуры, и приучала к живописи».

Уже будучи студентом архитектурного факультета Академии художеств, Альберт по собственной инициативе начал заниматься акварелью. Масляная живопись, по мнению многих мастеров рубежа XIX-XX вв., была не способна запечатлеть мгновение во всей его сиюминутной прелести. По этой причине она не удовлетворяла и Альберта Бенуа. Акварельная техника ускоряла творческий процесс, краски при высыхании сохраняли свежесть и яркость. Несомненное дарование, сказавшееся в представленных Альбертом Бенуа 29 акварелях с натуры к годичному экзамену 1883 г., побудило совет Академии художеств ходатайствовать о высочайшем соизволении на отправку его на два года за границу для усовершенствования в акварельной живописи. В 1884 г. за акварели «Местечко Балье», «Город Сан-Ремо» и другие он был удостоен звания академика.

Альберт Бенуа вскоре после окончания Академии занял ведущие позиции среди современников-акварелистов, являясь участником всех акварельных выставок, возглавив Общество русских акварелистов и организовав класс акварельной живописи при архитектурном факультете  Академии художеств.

Кроме многочисленных акварельных пейзажей  Альберт Бенуа создавал проекты архитектурных сооружений, произведения прикладной графики (книжные иллюстрации, экслибрисы, меню). Самая сильная сторона его живописи – колорит: у него была способность «чувствовать» малейшие оттенки цвета и света. Это можно назвать «абсолютным слухом» в живописи.

До революции 1917 г. Альберт Бенуа пользовался признанием и известностью, о нём много писали в газетах и журналах. Это были заметки о творческих поездках художника, статьи к юбилеям, рецензии на многочисленные выставки.

Судьбоносную роль в творческой биографии художника сыграла встреча с императором Александром III. Впоследствии Альберт Бенуа стал любимым художником императора  и другом его семьи. Вся дореволюционная творческая биография художника так или иначе связана с покровительством императорского двора. Началось всё с того, что воспитатель царских детей англичанин Ч. Хис, который увлекался акварелью и был членом Общества русских акварелистов, показал акварели Альберта Бенуа Александру III.

Акварели до того понравились его величеству и императрице, что художник был приглашён принять участие в царской экскурсии по финляндским шхерам – мелким скалистым островам, разделённым многочисленными проливами, что из года в год являлось летним развлечением императорской семьи. Великое княжество Финляндское являлось генерал-губернаторством в составе Российской империи в 1809-1917 гг. Альберт Бенуа неоднократно участвовал в путешествиях императора по Финляндии. Он изумлял всех не только своим блестящим мастерством, но и музыкальным талантом.

В 1896 г. вместе с лучшими русскими художниками-современниками Альберт Бенуа был привлечён к созданию коронационного альбома Николая II. В том же году он был назначен заведующим Художественным отделом XVI Всероссийской промышленной и художественной выставки в Нижнем Новгороде. В 1897 г. Альберт Бенуа стал хранителем Русского музея Александра III (ныне Государственный Русский музей).

После революции 1917 г. жизнь Альберта Бенуа сильно изменилась. Как императорское учреждение упразднена была Академия художеств, закрылось Общество русских акварелистов. Художнику в 1917 г. было 65 лет, и он никак не отреагировал на новое искусство – жил по законам и критериям XIX в. Альберт Бенуа принимал участие в выставках, организованных новой советской властью вместе с пролетарскими художниками, но выставлял пейзажи, далёкие по форме и содержанию от авангардных поисков. Альберт Николаевич в своём творчестве не отражал новую жизнь и не замечал революционных изменений в искусстве.

В 1918 г. Альберт Бенуа заведовал Музеем прикладного искусства Комиссариата торговли и промышленности, принимал участие в оформлении Музея природы в Лахте, в Северной арктической экспедиции.

В 1924 г. по вызову своей дочери, оперной певицы Марии Черепниной, художник уехал в Париж, где и провёл остаток жизни. Он продолжал много работать, в 1926-1930 гг. состоялись его персональные выставки. Последние годы жизни Альберта Бенуа были очень тяжёлыми. Он серьёзно болел и, судя по воспоминаниям современников, был в сложных отношениях со своим зятем, композитором Н. Н. Черепниным. Бенуа также тяжело переживал разлуку с сыном и двумя любимыми внуками, оставшимися в Ленинграде. 16 мая 1936 г. в пансионе для больных в предместье Парижа его сердце остановилось.

Альберт Бенуа на многие годы был предан забвению на родине с отъездом в эмиграцию и после смерти. Он, как и остальные мастера позднего академизма, попал в категорию художников, которых в советские времена называли представителями «плохого» искусства. К тому же роль акварели в русском искусстве многие годы считалась второстепенной относительно живописи.

По воспоминаниям современников, Альберт Бенуа имел обыкновение раздаривать свои работы, поэтому созданные им произведения в большинстве своём после революции были утрачены. В настоящее время известно около 600 работ «короля акварельной живописи», рассеянных по музеям России, зарубежья и частным собраниям.

Монография Е. А. Савиновой «Альберт Бенуа: великий представитель художественной династии» является первым исследованием наследия забытого художника, а значительная часть его работ публикуется впервые.

 

Информация подготовлена ведущим библиотекарем отдела литературы по искусству О. Л. Пушкиной

Русский