КНИЖНАЯ ВЫСТАВКА «ТЕАТР МЕЙЕРХОЛЬДА»

09.02.2024 | 167 просмотра(ов)

Сегодня, 9 февраля, исполняется 150 лет со дня рождения Всеволода Эмильевича Мейерхольда – одного из тех великих режиссёров, творчество которого определило театральный облик ХХ века. В отделе литературы по искусству оформлена выставка «Театр Мейерхольда», на которой представлены книжные и периодические издания, рассказывающие о жизненном и творческом пути этого неординарного человека, все таланты которого были сконцентрированы вокруг главного дела жизни – театральной режиссуры.

В двухтомном издании Александра Гладкова, а также в книге из серии «Жизнь в искусстве» Константина Рудницкого приводятся интересные факты из жизни Мейерхольда. Его настоящее имя – Карл Казимир Теодор Майергольц. Родился в Пензе в 1874 году в обрусевшей лютеранской немецкой состоятельной семье. У него было 5 братьев и две сестры. Мать – Альвина Даниловна, увлекавшаяся музыкой и театром, часто организовывала домашние спектакли и музыкальные вечера, привлекая к участию в них всех своих детей.

В гимназии Карл учился долго, трижды оставаясь на второй год. Уехав в Москву и поступив на юридический факультет Московского университета, он удивил всех, приняв православие и изменив свою фамилию Майергольц на Мейерхольд. Поменял и имя на Всеволод, в честь своего любимого писателя Всеволода Гаршина. А, отказавшись от прусского подданства и получив русский паспорт, тут же обвенчался со своей ровесницей Ольгой Мунт, в браке с которой родились три дочери.

И всё-таки творческое начало берёт верх. Проучившись в университете 1,5 года, Мейерхольд поступает в Театрально-музыкальное училище в класс знаменитого Владимира Немировича-Данченко, по окончании которого начинается его актёрская карьера в Московском художественном театре, но продолжалась она недолго.

Оставив МХТ, он создаёт свой театр – «Товарищество новой драмы», в котором ставились пьесы Чехова, Горького, зарубежных авторов.  С этого момента начинается самостоятельная режиссёрская деятельность.

Осенью 1906 года знаменитая драматическая актриса Вера Комиссаржевская, увлечённая в ту пору идеями условного театра, пригласила Мейерхольда в свой драматический театр на должность главного режиссёра. Он ставит феерические представления и арлекиниады. Самая знаменитая из них – постановка пьесы Александрара Блока «Балаганчик», где Всеволод Эмильевич сыграл главную роль Пьеро. Эти спектакли знаменовали собой возникновение символистского театра в России. Актеры были марионетками в руках режиссёра, которым не нужно было разрабатывать характер, а условно, практически пантомимой, своеобразной манерой произнесения текста передавать смысл пьесы. В таком театре не было места ни живому человеку, ни естественной психологии. Для Веры Комиссаржевской, драматической актрисы, это было неприемлемо, поэтому она даёт Мейерхольду «отставку».

Затем будут работы в императорских театрах – Александринском и Мариинском, где он поставит 21 драматический спектакль.

В книге «Творческое наследие Мейерхольда» рассказывается об этих работах, которые приносят Мейерхольду признание и славу художника-экспериментатора, творца «театра будущего». А в антологии «Мейерхольд в русской критике» представлены газетные и журнальные статьи, опубликованные с 1892 по 1918 годы, представляющие разные точки зрения на искусство режиссёра. Кто-то восторженно принимал, а кто-то резко отрицательно относился к его экспериментам с декорациями, использованием необычных режиссёрских приёмов, введения актёрской техники под названием «биомеханика», о которой рассказывают в своих воспоминаниях ученики Мейерхольда - Эраст Гарин и Игорь Ильинский. В будущем они станут знаменитыми театральными и киноактёрами.

Революцию 1917 года Мейерхольд принял с энтузиазмом, став одним из активнейших строителей нового советского театра. Видный российский театровед Давид Золотницкий в книге «Мейерхольд. Роман с Советской властью» подробно пишет о том, как он руководил сетью театров, различными театральными отделами, работал с драматургией А. Островского и с пьесами В. Маяковского, о создании своего Театра имени Всеволода Мейерхольда – ГосТИМ, как складывались отношения с новой властью.

В его театре была настоящая прима – блистательная Мария Бабанова – актриса яркого таланта, с безупречной актёрской техникой. Но пришла в труппу Зинаида Николаевна Райх, в которую режиссёр влюбился с первого взгляда. Он был старше её на 20 лет. Оставив первую семью, Мейерхольд и Райх станут жить вместе, и он усыновит Константина и Татьяну, её детей от первого брака с Сергеем Есениным. Теперь главной актрисой театра стала Зинаида Райх, а Бабановой пришлось в 1927 году его покинуть.

Именно Зинаиде Николаевне было суждено блестяще сыграть в последнем спектакле  «Дама с камелиями». Драма главной героини соединилась с ощущением обречённости самого театра Мейерхольда, который был закрыт в 1938 году в связи с тем, что, как сформулировал Комитет по делам искусств, «он не смог освободиться от насквозь буржуазных формалистических позиций».

Началась травля режиссёра. Власти обвиняли его «в левацком искусстве, которое отрицает в театре простоту, реализм, понятность образа, естественное звучание слова». В эти трагические дни руку помощи протянул знаменитый режиссёр Константин Сергеевич Станиславский, но в августе 1938 года Станиславский умер, и теперь уже ничто не могло спасти опального Мейерхольда. Он был арестован  20 июня 1939 года и препровождён на Лубянку, где под пытками оговорил себя в том, что занимался шпионажем в пользу английской и японской разведок и др. Но смог обратиться с заявлением в самые высокие инстанции, в частности, к Председателю Совета Народных комиссаров СССР Молотову. Описывая то, как измывались и истязали его, 66-летнего старика, в конце он спрашивает: «Скажите: можете вы поверить тому, что я изменник Родины, я – шпион, что я член правотроцкистской организации, что я контрреволюционер, что я в искусстве своём проводил троцкизм, что я на театре проводил (сознательно) враждебную работу, чтобы подрывать основы советского искусства? … Я отказываюсь от своих показаний, так выбитых из меня, и умоляю Вас, главу Правительства, спасите меня, верните мне свободу».

Но это был «глас вопиющего в пустыне». Уже в наше время стала известна точная дата гибели Мейерхольда: 2 февраля 1940 года. Трагична и судьба Зинаиды Райх. Через месяц после ареста Мейерхольда она была зверски убита в своей квартире. В этой смерти до сих пор много загадок.

В 1955 году Всеволод Эмильевич Мейерхольд был реабилитирован (посмертно). А в  конце 90-х годов в Москве построили центр театрального искусства имени В. Э. Мейерхольда, где проходят международные фестивали современного театрального искусства.

 

Информация подготовлена И. Н. Овчинниковой, сотрудником отдела литературы по искусству.

 

Русский