КНИЖНАЯ ВЫСТАВКА. Сергей Рахманинов: «Я – русский композитор…»

01.04.2023 | 582 просмотра(ов)

Сегодня, 1 апреля 2023 года, отмечается 150-летие со дня рождения Сергея Васильевича Рахманинова – выдающегося композитора, замечательного пианиста и одного из лучших дирижёров своего времени.

В отделе литературы по искусству вниманию посетителей предлагается книжная выставка «Сергей Рахманинов: «Я – русский композитор…», на которой представлены издания, рассказывающие о его жизненном и творческом пути. Это: воспоминания самого С. В. Рахманинова и его современников, монографии отечественных исследователей творчества композитора, нотные издания, альбомы.

Обратимся к основным разделам выставки.

1. ДЕТСТВО. ЮНОСТЬ.

С. Рахманинов родился 1 апреля (20 марта по ст. ст.) 1873 г. в Новгородской губернии. Семья Рахманиновых (дед, мать, отец) отличалась музыкальностью. Мать – Любовь Петровна – преподала первые уроки игры на фортепиано, когда Сергею было 4 года. Его музыкальные способности были уникальны: острейший слух, блестящая память, пластичные руки. В 9 лет он был определён в Петербургскую консерваторию, но, так как мальчик  был предоставлен самому себе, пропускал занятия, учёба была запущенна. По совету двоюродного брата, известного пианиста Александра Зилоти, Сергея переводят в Московскую консерваторию к опытному педагогу и воспитателю Н. С. Звереву. Воспитанники Зверева жили у него дома на полном пансионе и именно благодаря строгому режиму и должному контролю, Рахманинов стал делать большие успехи как пианист. В доме Н. С. Зверева он впервые встретился с П. И. Чайковским. К этому времени относятся и первые опыты в сочинительстве.

С. Рахманинов окончил консерваторию на год раньше, в 1892 году, с золотой медалью, представив в качестве экзаменационной работы одноактную оперу «Алеко» на сюжет поэмы А. С. Пушкина «Цыганы». Молодой композитор здесь же получил предложение от Дирекции императорских театров о постановке её в Большом театре. «Эта прелестная вещь мне очень понравилась, - сказал об опере П. И. Чайковский. - Я предсказываю ему (Рахманинову) великое будущее».

2. В  ПОИСКАХ  СВОЕГО  ПУТИ.

Ободрённый пониманием и дружеской поддержкой, С. Рахманинов работает много и увлеченно, несмотря на нужду и лишения. Как ни важны были для него фортепианные миниатюры, мысль его постоянно устремлялась к более крупным формам – симфонии, опере, концерту. Премьера Первой симфонии (1897 г.) закончилась провалом, после которого композитор не мог прийти в себя 3 года. В это трудное время он был приглашён известным меценатом С. И. Мамонтовым в его Частную оперу на пост второго дирижёра. Новая обстановка, новые увлечённые люди – художники, артисты – всё это способствовало более быстрому выздоровлению молодого композитора. С этого времени началась дружба С.Рахманинова с Ф.Шаляпиным, сохранившаяся до конца жизни Фёдора Ивановича. Встречался он и с писателями. На одном из концертов его услышал А. П. Чехов, который сказал Рахманинову: «Я всё смотрел на вас, молодой человек, у вас замечательное лицо – вы будете большим человеком». Навсегда запомнился совет гениального писателя Л. Н. Толстого: «Вы должны работать. Вы думаете, что я доволен собой? Работайте. Я работаю каждый день».

3. РАСЦВЕТ ТВОРЧЕСТВА.

Исследователи музыкального наследия С. Рахманинова выделяют в творческом пути композитора 3 периода: 1-й – 90-е годы XIX в., 2-й – до 1917 года и 3-й – с сер. 20-х годов ХХ века. Второй период являет собой самый яркий и счастливый в его жизни. Устроилась личная жизнь: верный друг юных лет, двоюродная сестра Наташа Сатина, стала его женой. Потом о своей семье, дочерях Ирине и Татьяне он напишет: «Самое дорогое в моей жизни! И самое светлое! А в «светлости» есть тишина и радость!»

В этот период Рахманинов создаёт лучшие произведения: сюиты, кантату, прелюдии, начинает оперу «Франческа да Римини». Но именно Второй фортепианный концерт произвёл на всех ошеломляющее впечатление. И не случайно, что он остаётся одним из самых популярных и по сей день. Когда начались концертные поездки Рахманинова по Европе и Америке, лучшие музыканты мира назвали этот концерт одной из вершин мировой музыкальной классики.

В этот период расцвета творчества Рахманинов продолжает писать романсы (всего им было создано 80), многие из которых являются шедеврами вокальной литературы. И совершенно особое место занимает гениальный «Вокализ» (1912), в котором музыка столь выразительна и содержательна, что композитор отказался от поэтического текста. Это своего рода «песня без слов».

Современники и потомки отдают должное и гениальности Рахманинова-пианиста. У него были изумительные руки – большие, сильные, с длинными пальцами и в то же время необыкновенно эластичные и мягкие. Потрясающая техника, ни с чем не сравнимый масштаб исполнения, яркая интерпретация, манера, которую невозможно скопировать, - такой была игра музыканта.

4. ВДАЛИ ОТ РОДИНЫ.

Напряжённая обстановка в стране в связи с революционными событиями привела С. Рахманинова к решению в декабре 1917 года на время уехать из Москвы. Отправившись на гастроли в Швецию, затем вместе с семьёй он перебирается в Данию и оттуда в Америку. Живя в Европе и США, где композитор знал радость творчества, концертной деятельности, радость семейного счастья, где общался со многими любимыми друзьями, он тосковал. Тосковал по русской природе, по России.. «Уехав из России, я потерял желание сочинять. Лишившись Родины, я потерял самого себя…», - эти горькие слова он напишет в те годы. Отъезд вызвал почти 10-летнее творческое молчание. Лишь спустя 10 лет он закончил Четвёртый концерт для фортепиано с оркестром и написал «Три русские песни для оркестра и хора». Величавой, торжествующей красотой овеян образ России в Третьей симфонии, и невыносимой болью стало для Рахманинова известие о нападении на Советский Союз фашистской Германии. Он играет концерты, и весь сбор отдаёт русскому консулу в Нью-Йорке для передачи советскому правительству. «Это единственный путь, - писал он, - каким я могу выразить моё сочувствие страданиям моей родной земли за последние несколько лет». Будучи безнадёжно больным, С. Рахманинов настраивает радио на волну Москвы, чтобы знать о положении на фронтах, слушает русскую музыку. Этой любовью к России дышит и вся его музыка, которая, несмотря на то, что он долгие годы прожил вдали от России, никогда не покидала родину. С. В. Рахманинов скончался 28 марта 1943 года. Похоронен на кладбище в Кенсико, близ Нью-Йорка.

 

Информация подготовлена И. Н. Овчинниковой, главным библиотекарем отдела литературы по искусству.

Русский