КНИЖНАЯ ВЫСТАВКА «Первый романтик. Теодо́р Жерико́»

26.09.2021 | 743 просмотра(ов)

В отделе литературы по искусству вы можете познакомиться с книжной выставкой «Первый романтик. Теодор Жерико». 26 сентября 2021 года исполняется 230 лет со дня рождения французского живописца (1791-1824). Жизнь его была недолгой – всего 32 года. Слишком коротким был и творческий путь – чуть более 10 лет. Судьба Жерико была подобна комете, вспыхнувшей, озарившей всё вокруг и исчезнувшей навсегда. Но вспышка эта была столь ослепительна, что сразу сравнялась своим блеском со звёздами первой величины.

С детства Теодор Жерико увлекался рисованием и лошадьми. Частенько занятиям в школе он предпочитал конюшню, где можно было наблюдать за грациозными созданиями и рисовать их. Позже он скажет: «Я считаю, что лошади – самые верные и преданные существа на свете. И был бы счастлив, если бы во мне была хоть капля того благородства и отваги, которые присущи этим животным. Лошади не способны на предательство, о людях же, увы, этого не скажешь…»

Жерико учился живописи в мастерских Верне и Герена. Когда перед будущим художником ставили модель, он не слепо её копировал, а окружал драматическим действием и писал так, как подсказывало воображение. Герен даже уговаривал Жерико отказаться от живописи: «Ваш колорит неправдоподобен, – говорил он своему ученику, – все эти контрасты светотени могли бы заставить меня подумать, будто вы пишите при лунном свете; что же до ваших академических штудий – они похожи на натуру не больше, чем похож на скрипку её футляр».

Первая же картина Жерико, «Офицер конных егерей во время атаки», представленная на Парижском салоне 1812 года, получила золотую медаль. На огромном полотне высотой почти 3 метра был изображён воин Империи в великолепном сверкающем мундире, верящий в победу и рвущийся в бой. Вся романтика наполеоновской эпопеи в её ещё ничем не омрачённом блеске, увиденная глазами восторженного 20-летнего юноши, выразилась в этой картине.

После разгрома Наполеона в России Жерико пишет картину «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814), в которой война – это уже не триумф армии, а национальная катастрофа. Впервые в искусстве, до сих пор восхвалявшем победы, Жерико отважился изобразить трагедию поражения, крушение надежд и идеалов. На период между 1812 и 1814 гг. пришлись бесславный конец войны с Россией, падение Наполеона и реставрация власти Бурбонов. Если первая картина принесла художнику успех, то вторая – полную неудачу.

Вершиной творческого дарования Жерико стало грандиозное полотно «Плот «Медузы» (1819), посвящённое крушению французского фрегата у берегов Западной Африки в 1816 году. Для того времени сообщение о гибели «Медузы» прозвучало не менее впечатляюще, чем для последующих поколений весть о судьбе «Титаника». На борту фрегата «Медуза» находилось 365 человек. Неумелый капитан, посадивший судно на мель, поспешил со своими приближёнными спастись на шлюпках, бросив в открытом море плот с 149 пассажирами и командой. В последующие дни на плоту дважды происходили схватки из-за воды, пищи, в результате которых в живых осталось 28 человек, а через две недели – 15. Их подобрал бриг «Аргус», но лишь 10 счастливчиков смогли впоследствии выжить.

Во время работы над картиной Жерико встречался с очевидцами трагедии; у плотника, строившего фрегат, заказал его копию, делал зарисовки погибших, больных; отправился к морю, чтобы увидеть живую стихию, которой противостояли люди.

Размеры картины потрясают: ширина 7 метров и высота 5 метров. Впервые в истории европейской живописи был показан не героический или нравоучительный сюжет, а реальная сцена человеческих страданий. Эмоциональная сила произведения заключена в том, что взлёт надежды, мужества человеческого духа воспринимаются острее рядом со сценами безумия, бессилия и безнадёжности. Однако эти два полюса в картине Жерико неравнозначны: смысловой центр – группа несломленных, увидевших вдали едва различимый парус. Несмотря на желание написать правдивую картину человеческой трагедии, художник не смог избежать соблазна выверенной постановочной композиции. Все девятнадцать персонажей по-академически мускулисты, а их позы несколько театральны. На смертельную драму намекают лишь багряные облака и куски красной ткани. Не случайно после кончины художника его стали считать основателем романтизма во французской живописи.

Жерико представил «Плот «Медузы» на Парижском салоне в 1819 году. Мнения критиков относительно полотна разошлись. Одни заявили, что «картина поражает и от неё невозможно оторвать взгляд». Историк Мишле писал: «Это сама Франция. Это наше общество погружено на плот «Медузы». Консервативно настроенные критики и публика высказали своё негодование горами трупов: «Месье Жерико ошибся. Картина должна привлекать душу и взор, а не отталкивать».

К 30 годам Теодор Жерико был морально и физически истощён. Художник испытывал материальные трудности, связанные с неумеренной расточительностью и неудачами в финансовых делах. Нападки критиков на творчество, несложившаяся личная жизнь стали причинами душевной подавленности Жерико, от которой ему так и не удалось оправиться. Кроме того, он испытывал постоянную физическую боль, связанную с травмами позвоночника из-за неоднократных падений с лошадей. Всё это вызвало депрессию, Жерико был вынужден наблюдаться у психиатра. Но он ни на минуту не прекращал работать, писал этюды, строил планы на будущее. Однако очередное падение с лошади привело к тому, что Теодор Жерико оказался прикован к постели, и 26 января 1824 года он покинул этот мир.

При жизни художника были выставлены для публичного обозрения только 3 его картины, не было куплено ни одного его произведения ни государством, ни меценатами.

После его трагического ухода одна из газет назвала Жерико романтическим художником. Впервые слово «романтический» было отнесено к живописи. Многие картины Жерико вскоре были распроданы, а «Плот «Медузы» хотел приобрести английский коллекционер. Чтобы сохранить картину для Франции, её купил один из друзей художника и потом с большим трудом пристроил её в собрание Лувра. На долгое время имя первого романтика было забыто. В наши дни некоторые из работ Жерико иногда появляются на аукционах и становятся предметом ожесточённой борьбы среди настоящих ценителей искусства.

Жизни и творчеству Теодора Жерико посвящены следующие издания, представленные на выставке:

1. Жерико о себе и современники о нём : [сборник] / [Пер. с фр. ; / сост., предисл. и коммент. В. Н. Прокофьева. – Москва : Издательство Академии художеств СССР, 1962. – 128 с.

2. Прокофьев, В. Н. Жерико / В. Н. Прокофьев. – Москва : Искусство, 1963. – 256 c.

3. Турчин, В. С. Теодор Жерико / В. С. Турчин. – Москва : Изобразит. искусство, 1982. – 208 c.

 

Информация подготовлена ведущим библиотекарем отдела литературы по искусству О. Л. Пушкиной

Русский