КНИЖНАЯ ВЫСТАВКА «ОЖИВШИЕ СКАЗКИ» (145 лет со дня рождения Ивана Билибина)

16.08.2021 | 1222 просмотра(ов)

Книги – это самое дорогое, что у меня есть. Без них – меня нет. Мои книги – продолжение моих рук.

(И. Билибин)

В отделе литературы по искусству вы можете познакомиться с книжной выставкой «Ожившие сказки», посвящённой художнику Ивану Яковлевичу Били́бину (1876-1942). Многим с детства знакомы книги сказок с его великолепными иллюстрациями.

Иван Билибин родился 17 августа 1876 г. Он с детства любил рисовать, но его отец настоял на том, чтобы сын получил юридическое образование.

В 1898 г. Билибин поступил в Тенишевскую мастерскую И. Е. Репина, осуществив мечту – учиться у прославленного художника. Переломным моментом для Ивана Яковлевича стала выставка картин В. М. Васнецова: «Сам не свой, ошеломлённый ходил я после этой выставки. Я увидел у Васнецова то, к чему смутно рвалась и по чему тосковала моя душа».

В 1899 г. Билибин поехал в гости к другу в деревню в Тверской губернии. В её окрестностях он увидел настоящее «царство Берендея»: дремучие леса, таинственные речки и озёра. Надо сказать, что до той поездки Ивану Билибину не приходилось сталкиваться с деревенским бытом, поскольку он был человеком сугубо городским. Перед его глазами предстали необычные предметы крестьянской жизни: затейливые вышивки на полотенцах, красочные узоры на покрывалах в виде петухов, птиц, коней. Всё для него в глухой деревне было удивительным: говорили там не так, одевались не так, и главное, в ней жил тот исконный русский дух, что и двести лет назад.

Именно здесь он впервые создаёт иллюстрации в знаменитом впоследствии билибинском стиле к своей первой книге «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о Сером волке». Его книга в отличном качестве и большим тиражом была вскоре отпечатана в Экспедиции заготовления государственных бумаг. Билибин проиллюстрировал еще четыре сказки («Царевна-Лягушка», «Пёрышко Финиста Ясна-Сокола», «Василиса Прекрасная» и «Марья Моревна»). Книги разошлись по всей России и сделали Билибина популярным художником-сказочником. Газеты начала прошлого века писали, что Билибин создал детскую книгу как произведение искусства: они были похожи на расписные шкатулки, которые хочется долго рассматривать; тут не только сюжет, но и придуманные мастером декоративные элементы, орнаменты, усложнённые шрифты с завитушками.

С 1900 г. художник стал принимать участие в выставках объединения «Мир искусства». В 1902-1904 гг. Билибин посетил Вологодскую, Олонецкую и Архангельскую губернии. Художник разыскивал старинные национальные одежды, предметы крестьянского обихода, образцы резьбы и росписи по дереву, изучал архитектуру. Одновременно он успевал делать многочисленные путевые зарисовки и много фотографировал. Художник посвятил всю свою жизнь книгам, однако он обладал особенной интуицией: «Учтите, через сто лет человечество не будет иметь времени для чтения. А фотографии, уверен, люди всегда будут смотреть с интересом».

Вообще, Билибин работал по 10-12 часов в день, ему даже дали прозвище «Иван Железная Рука». Сам он говорил о своем методе так: «Пять квадратных сантиметров в день и ни миллиметром больше предельная норма для добросовестного графика». Основным приёмом Билибина становится стилизация, источниками которой были русский орнамент, лубок и икона. Свой стиль он не без самоиронии окрестил «облагороженным лубком».

Сказочные иллюстрации Билибина невозможно перелистнуть, на них надолго останавливается взгляд. Сказка сливается с образами русской природы и старины. Прихотливая узорность рисунка и декоративность раскраски позволили художнику даже в обыденных жанровых сценах передать ощущение волшебного мира. Так, как он, персонажей русских сказок не рисовал никто, они кажутся почти живыми. Мы можем разглядеть детали костюмов героев, выражение лиц удивленных бояр и даже узор на кокошниках. Мы словно отправляемся вместе с героями сказок в опасные и захватывающие приключения. Все страничные иллюстрации окружены орнаментальными рамками, как деревенские окна резными наличниками. Увлечение фольклором не могло не привести И. Я. Билибина к А. С. Пушкину. Венцом десятилетия творчества мастера стали «Сказка о царе Салтане» и «Сказка о золотом петушке». Пушкинские сказки в билибинском исполнении завораживают с первых страниц. Удивительно, как царь Салтан, стоящий «позадь забора» с жалкой дворнягой у ног, при всей реалистичности изображения, сразу вызывает ощущение сказочности. Зритель невольно как бы сам подсматривает за Салтаном, заглядывающим в окно девичьей светлицы.

Революционные события 1917 г. заставили И. Билибина уехать в Крым. Затем судьба забросила его в Египет, а в 1925 г. художник переехал во Францию. Многие издательства в Париже безуспешно уговаривали Билибина, чтобы он изменил своё имя на французский лад Жан Билибэн. В 1935 г. художник принял решение вернуться на родину, ему дали советское гражданство и в 1936 г. он приехал в СССР. Известно, что в Академии художеств, обращаясь к своим коллегам, Иван Яковлевич сказал: «Вы, верно, думаете, что Билибин приехал умирать на родной земле?! А я приехал работать!». В этот период переиздаются классические билибинские сказки, идёт работа над серией иллюстраций к русским былинам. Художник активно сотрудничал с Александринским и Мариинским театрами, работал и днём, и ночью, а на упрёки супруги отвечал: «Не мешай мне. Я сейчас работаю для своего народа, вместе с Пушкиным и Римским-Корсаковым».

Перед войной Билибин готовился к созданию костюмов и декораций для «Ивана Грозного» Эйзенштейна, но 21 июня 1941 года всё изменило. В сентябре 1941 г., в возрасте 66 лет, художник отказался от предложения эвакуироваться из Ленинграда: «Из осаждённой крепости не бегут, её защищают». Человек, ответивший несколькими годами ранее в Париже издателю на предложение сменить своё русское имя, что за него, как за знамя сражаются и умирают, вряд ли мог поступить иначе. Искусствовед Иосиф Бродский вспоминал о блокадной зиме: «Теперь чёрные глаза Ивана Яковлевича как-то особенно выделялись на осунувшемся, потемневшем и всегда грустном лице. Он по-прежнему следил за собой; одетый в ватник, неизменно был «при галстуке». «Это нужно, уверяю вас, это помогает», – шутя говорил он». До последнего дня Билибин работал над иллюстрациями к русским народным былинам. Да, он создавал богатырей. Кто ещё мог помочь блокадной зимой? Только богатыри. Но за ним прискакал Чёрный всадник – как в самой страшной сказке и 7 февраля 1942 г. Иван Билибин покинул этот мир и был похоронен в братской могиле профессоров Академии художеств.

 

На выставке представлены следующие издания:

 

Иван Яковлевич Билибин : Статьи. Письма. Воспоминания о художнике / ред.-составитель С. В. Голынец. – Ленинград : Худож. РСФСР, 1970. – 370 с.

Иван Билибин / автор-составитель С. В. Голынец. – Ленинград : Аврора. – 227 с.

Иван Билибин : по материалам собрания Е. П. Климова / автор-составитель Г. Климов. – Москва : ТЕРРА, 1999. – 255 с.

Голынец, Г. В. Иван Яковлевич Билибин / Г. В. Голынец, С. В. Голынец. – Москва : Изобраз. искусство, 1972. – 222 с.

Голынец, С. От «искусства в книге» к искусству книги. Графика И. Я. Билибина / С. Голынец // Искусство книги. Выпуск 10. – Москва : Искусство, 1987. – С. 187-203.

Казиева, М. В. Сказка в русской живописи / М. Казиева. – Москва : Белый город, 2002. – 46 с.

Вилюкова, М. Иван Билибин / М. Вилюкова // Искусство – Первое сентября. – 2017. – № 9-10. – С. 54-61.

Захарова, А. Русский народный костюм в иллюстрациях Билибина / А. Захарова // Народное творчество. – 2004. – № 6. – С. 34-37.

Карасик, И. Материалы о И. Я. Билибине / И. Карасик // Искусство. – 1976. – № 12. – С. 57-61.

Кшицова, Д. «Я большой националист и очень люблю Россию». И. Я. Билибин и Чехия / Д. Кшицова // Наше наследие. – 2004. – № 70. – С. 140-151.

Мозалевский, И. Билибин в Париже / И. Мозалевский // Художник. – 1976. – № 8. – С. 42-43.

Монюшко, Н. Мирискусник Иван Билибин / Н. Монюшко // Творчество народов мира. – 207. – № 2. – С. 43-57.

Скоробогачева, Е. «Белая уточка» / Е. Скоробогачева // Юный художник. – 2004. – № 6. – С. 16-17.

Чирикова, Л. Вспоминая Билибина / Л. Чирикова // Наше наследие. – 1991. – № 6. – С. 31-34.

 

Информация подготовлена ведущим библиотекарем отдела литературы по искусству О. Л. Пушкиной

 

Русский