«Познаём в Петре мужа необыкновенного, название великого заслужившего правильно» (А. Н. Радищев)
«Петербург основан на слезах и трупах» (Н. М. Карамзин)
«Петру Великому мало конной статуи на Исаакиевской площади: алтари должно воздвигнуть ему на всех площадях и лицах» (В. Г. Белинский)
Так уже на протяжении нескольких веков спорят о Петре люди, сталкиваются разные мнения. Мнения крайние, взаимоисключающие. Но важно то, что о нём никогда не говорят безразлично. Своё отношение к первому императору России выражали не только учёные-историки и литераторы, но и люди искусства.
Отдел литературы по искусству приглашает на книжную выставку «Образ Петра I в искусстве». На ней представлены иллюстрированные издания, на страницах которых раскрывается образ Петра в живописи и графике, памятниках и скульптурах, созданных художниками в разные времена.
Первые известные, в основном парадные портреты Петра I, были выполнены иностранными художниками, как это и было принято в то время. Впоследствии портрет императора было разрешено писать русским художникам, но только «освидетельствованным в добром мастерстве живописцам». И одними из таких художников являлись Иван Никитин и Андрей Матвеев, создававшие прижизненные изображения царя. Иван Никитин был любимым художником Петра, предметом его гордости перед иностранцами, «дабы знали, что есть и у нашего народа добрые мастеры». «Портрет Петра I» (1721) в круге является главным из серии работ Никитина, посвящённых Петру. Ни одна внешняя примета не говорит о том, что изображён именно царь (нет ни парадного костюма, ни аксессуаров). Но зритель понимает, что перед ним незаурядный человек – гордый, сильный, с непреклонной волей. И в то же время прослеживается грусть и усталость стареющего уже человека. Пётр находится в состоянии глубокой и сосредоточенной думы: на кого оставляет эту «недостроенную храмину» – Россию.
Живописцы XIX века изображали разные моменты из жизни Петра I. В 1902 г. Валентин Серов создаёт темперу «Пётр I на псовой охоте». На ней изображён момент, когда юный Пётр решил посмеяться над боярами в их любимом занятии - псовой охоте. Он удалил псарей, а беспомощные бояре без помощи псарей и среди напуганных собачьим лаем лошадей оказались в полном расстройстве. Некоторые свалились из седла, а Пётр торжествовал и от души смеялся над ними. В 1906 г. В. Серову было предложено для школьного учебника написать полотно, где Пётр был представлен в период постройки Санкт-Петербурга. Картина «Пётр I на строительстве Санкт-Петербурга» вызвала восторг ценителей живописи, хотя Серов увидел императора совершенно нетрадиционно: «Этого человека всегда изображали каким-то оперным героем и красавцем. А он был страшный: длинный, на слабых, тоненьких ножках, с маленькой, по отношению ко всему туловищу, головкой… В лице был постоянный тик, и он вечно мигал. Дёргал ртом, водил носом и хлопал подбородком. При этом шагал огромными шагами, и все его спутники принуждены были следовать за ним бегом. Воображаю, каким чудовищем казался этот человек иностранцам и как страшен был тогдашним петербуржцам».
И в самом деле, иностранцы поражались жестокости Петра. Известно, что свои преобразования он осуществлял, не останавливаясь перед большой кровью. Пётр был непреклонен к тем, кто выступал против него, против его реформ. Так произошло и со стрельцами четырёх московских полков, поднявших мятеж в 1698 году, за участие в котором более 1000 стрельцов были казнены. Именно это событие запечатлено на картине В.И. Сурикова «Утро стрелецкой казни» (1878-1881). Последние минуты перед казнью, минуты предельного душевного напряжения. Рядом с ждущими казни стрельцами жёны, матери, дети. А по другую сторону – на коне Пётр с испепеляющим взором, его сподвижники, иностранные послы. Первые олицетворяют уходящую Русь с её традициями и обычаями, а Пётр – новый, поворотный этап в жизни русского государства.
На пересечении Монплезирской аллеи и Марлинской перспективы в парке Петродворца в Петергофе в 1884 г. был установлен памятник Петру I. Бронзовый Пётр в мундире Преображенского полка шагнул к берегу Финского залива. Нога оставлена назад, рука опирается на трость. Взгляд устремлён в будущее. Ветер, трепещущий полы его камзола и офицерский шарф, напоминают о бурности петровской эпохи. Не замкнутый в себе, а полный содержания своей правды и ясности великой цели – таков царь создателя этого памятника М. М. Антокольского.
На книжной выставке представлены работы других живописцев, графиков и скульпторов (Григорий Мусикийский, Максим Воробьёв, Николай Ге, Дементий Шмаринов, Мстислав Добужинский, Ольга Биантковская и др.), каждый из которых по-своему раскрывает образ Петра, показывая не только величие его фигуры и сотворённых им дел, но и яркость его личности – многогранной, сложной, порывистой, цельной, с широкой русской душой, государственного деятеля, делавшего всё для России: «А о Петре ведайте, что жизнь ему не дорога, только бы жила Россия, слава, честь и благосостояние её!»
Выставка работает до 1 июля 2022 г.
Информация подготовлена И. Н. Овчинниковой, главным библиотекарем отдела литературы по искусству.
- 1092 просмотра