КНИЖНАЯ ВЫСТАВКА «АНГЕЛИЧЕСКИЙ ИЗОГРАФ» (К Дню памяти Андрея Рублёва)

17.07.2021 | 1040 просмотра(ов)

С 1988 года в нашей стране 17 июля отмечается как День памяти преподобного Андрея Рублёва. В памяти людей он остался самым известным и почитаемым мастером московской школы иконописи. В отделе литературы по искусству демонстрируется книжная выставка «Ангелический изограф». На ней представлены книжные издания известных отечественных учёных-искусствоведов М. Алпатова, В. Брюсовой, Н. Дёминой, В. Лазарева, Л. Щенниковой и других исследователей, изучавших жизнь и творческое наследие А. Рублёва. 

Выставка состоит из следующих разделов:

I. Биографические сведения об Андрее Рублёве. 

До сих пор неизвестно в точности, когда родился А. Рублёв (большинство исследователей считают условно 1360 год датой рождения художника), к какому сословию принадлежал, кто был его учителем в живописи. Но все литературные источники утверждают, что имя Андрей он получил, когда стал монахом. Его молодые годы прошли в знаменитом Троицком монастыре, основанном в 1345 г. Сергием Радонежским в 68 км от Москвы, среди глухих лесов. Позднее Рублёв жил в московском Андрониковом монастыре, основанном одним из учеников С. Радонежского – преподобным Андроником. Именно в этой среде сложилось мировоззрение А. Рублёва, здесь он провёл последние годы, где расписывал храм Спаса (работа не сохранилась) и умер здесь же 29 января 1430 г. В наши дни в Андрониковом монастыре находится Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва. А сам он посмертно стал первым канонизированным художником (1988 г.)

II. Творчество А. Рублёва. 

Главная и основная трудность при изучении творчества Рублёва заключается в том, что ни от него самого, ни от работавших вместе с ним «старца Прохора с Городца» и «иконника Данилы» не дошло ни одного подписного произведения. Первое упоминание имени Андрея Рублёва в летописи относится к 1405 г., когда он вместе с Феофаном Греком и старцем Прохором участвовал в выполнении росписи Благовещенского собора в Москве. Здесь были написаны 7 икон «праздничного ряда»: «Благовещение», «Рождество Христово», «Крещение», «Сретение», «Преображение», «Воскрешение Лазаря», «Вход в Иерусалим», отличавшихся от работ других мастеров мягкостью, гармоничностью настроения, эмоциональностью и утончённой красотой. Этапным произведением А. Рублёва и его друга и соавтора Даниила Чёрного явились росписи Успенского собора во Владимире (1408 г.) Фрески дошли до нас лишь частично, и среди них фрагменты грандиозной композиции «Страшный суд». В образе Христа нет ничего устрашающего, в его глазах мудрое спокойствие и вместе с тем состояние лицезрения конечной истины человеческой жизни. Нет ощущения ужаса перед страшными карами, и торжествует идея всепрощения, просветлённое настроение и в этом ясно ощущается мировосприятие Рублёва. В 1918 г. в Звенигороде были найдены 3 иконы из деисусного чина, и среди них «Спас», сохранившийся частично. С иконы на нас смотрит лицо Богочеловека, лишённого греха и страстей и наполненного чувством любви ко всему живому и бесконечным состраданием.

III. «Троица» - величайший памятник мирового искусства.

В память С. Радонежского, деятельность которого всячески способствовала прекращению междоусобиц, объединению русских князей в борьбе с татарами, и создал А. Рублёв знаменитую «Троицу» (находится в Третьяковской галерее). Это единственная, безусловно сохранившаяся работа мастера в жанре иконописи. В изображение традиционного библейского сюжета – явление Саре и Аврааму трёх ангелов – художник вложил глубоко человеческий, философски многогранный смысл. Три ангела, воплощающие триединство Бога - Отца, Сына и Святого Духа – объединены не только беседой о предстоящей жертве Бога Сына. Их единство изначально, они – абсолютное целое, и вместе с тем каждый обособлен, погружён в себя. «Троица» символически воплотила мечту человечества о совершенном мире, где будут царить согласие, любовь и дружба. Певучие линии изящных фигур образуют круг, чем достигается уравновешенность, торжественность всей композиции. Издавна это символизировало вечность, замкнутый круг человеческого бытия, от рождения мира до конца, который становится новым началом.

IV. Особенности творчества А. Рублёва.

А. Рублёв уже при жизни был окружён помощниками и учениками. Созданная живописцем мастерская была центром выполнения крупных работ по созданию иконостасов и росписи храмов. Уникальность работ Рублёва и его учеников состоит в том, что основываясь на традициях византийского искусства и южно-славянской живописи, они, переплетая их, развивали свой неповторимый стиль. А. Рублёв высоко ценил произведения греческих мастеров, но он понимал, что русский художник призван выработать такой язык, который отвечал бы запросам русских людей. Образы А. Рублёва отличаются большой просветлённостью, кротостью и смирением. Лица – русские, с некрупными чертами без подчёркнутой красивости, но всегда светлы, благообразны. Почти все персонажи погружены в состояние безмолвного созерцания, которое может быть названо «богомыслием» или «божественным умозрением». Акад6емик Д. С. Лихачёв отмечал, что «эпоха Рублёва была эпохой возрождения веры в человека, в его нравственные силы, в его способность к самопожертвованию во имя высоких идеалов».

В настоящее время Государственная Третьяковская галерея обладает ценнейшим и наиболее полным собранием произведений А. Рублёва и мастеров его круга.

 

Информация подготовлена Овчинниковой И. Н., заведующей отделом литературы по искусству.

 

Русский