31 октября 2022 года отмечается 100-летие со дня рождения Анатолия Дмитриевича Папанова (1922-1987) – «редкостного актёра, в котором органически сочетались черты народного характера и тонкая интеллигентность, яркая комедийность и трагическая глубина раненой души человека, лиричность и романтика» (А. Кравцов, писатель и режиссёр).
В конце 30-х годов прошлого века московский парнишка из простой рабочей семьи пришёл на приём в самодеятельную студию при Доме культуры завода «Каучук». Он успел сыграть в спектакле студии, но вскоре началась война. Анатолия Папанова призвали в армию в августе 41-го. А в марте 1942 года он был тяжело ранен и, получив пожизненную инвалидность, вернулся в Москву.
А. Папанов появился в театральном институте с палочкой, в линялой гимнастёрке. Производил жуткое впечатление неустроенностью, худобой и полным отсутствием внешней склонности к актёрской профессии. Его жена, актриса Надежда Каратаева, вспоминала: «Толя очень быстро стал первым учеником в ГИТИСе (Государственный институт театрального искусства), его хвалили, на его показы специально приходили: «Папанов играет!» Толе с лёгкостью давались роли и стариков, и молодых, он всё мог!» У Папанова не было амплуа. Он был таким, каким виделся ему внутренний образ его персонажа. Оттого и само перевоплощение происходило незаметно, без внешнего усилия.
В кино начал работать довольно рано. Ещё до войны играл в массовке в фильме «Ленин в Октябре» (1937). Потом были «Человек ниоткуда» (1961), «Приходите завтра!» (1963), «Родная кровь» (1963), «Дети дон Кихота» (1965) и др. Но известным его сделала роль генерала Серпилина в фильме «Живые и мёртвые» (1964), снятом по роману Константина Симонова. «Как же я могу играть генерала, если на войне был всего лишь старшим сержантом?» - удивлялся Папанов. А потом, прочитав сценарий, сказал: «Я знаю, почему меня пригласили на эту роль. Вот тут написано: «Серпилин был с лошадиным лицом, но с умными глазами». Этот герой оказался явлением бо́льшим, чем художественное событие. В нём увидели идеал военачальника-солдата. Папанова почтительно признавали генералом Серпилиным даже руководители тогдашнего Генштаба и политуправления Советской Армии. А через 7 лет, в 1971 году, зритель увидит его в роли бывшего фронтовика, а в мирное время интеллигентного бухгалтера Дубинского в легендарном фильме «Белорусский вокзал». И вместе с тем Дубинушка, как называли его однополчане, несгибаемо принципиален: он не идёт на компромиссы с совестью, воспитанный во фронтовом товариществе.
После «Живых и мёртвых» началось восхождение к вершине – всенародному признанию и любви, множеству самых неожиданных ролей в кино, театре, на телевидении. Новое открытие, которое сделали в актёре зрители и режиссёры, привело его к мастерски воплощённым образам и в театральных постановках: «Вишнёвый сад» (Гаев), «Интервенция» и «У времени в плену» (Бродский и Сысоев), «Ревизор» (Городничий), «Горе от ума» (Фамусов), Хлудов («Бег») и др.
О том, что А. Папанов ещё и прекрасный комик, первым догадался режиссёр Эльдар Рязанов, снявший его в комедиях «Дайте жалобную книгу» (1964) и «Берегись автомобиля» (1966), а впоследствии и Леонид Гайдай, пригласивший актёра на роль Лёлика в фильме «Бриллиантовая рука» (1968). Папанов всегда очень внимательно работал с текстом: он не просто расставлял нужные акценты и находил интонацию, но зачастую добавлял в свою реплику ещё пару слов, и фраза сразу обретала сочность и выразительность. И режиссёры, зная об этом таланте артиста, не спорили с ним и принимали почти все его предложения. Так в фильме «Берегись автомобиля» Папанов сочинил большую часть текста, ушедшего «в народ»: «Свободу Юрию Деточкину!»; «Что делать, что делать? Сухари сушить»; «Тебя посодют – а ты не воруй!» Взбунтовались даже актёры: Папанов играет слишком ярко, а Э. Рязанов отмечал, что «Анатолий Дмитриевич владел качеством, которое даётся от Бога далеко не всем актёрам: он смешил как бы без всяких внешних признаков желания смешить».
Когда пришла слава, Анатолий Дмитриевич отнёсся к ней без особого почтения. Могло показаться, что она, скорее, досаждала ему, особенно после знаменитого Волка в «Ну, погоди!» Полушутя он жаловался режиссёру В. Котёночкину: «Твой Волк зачеркнул всю мою творческую биографию». Он ненавидел и любил это забавное и нелепое создание, терпеливо подписывал программки, но порой сокрушался: «Можно подумать, что я, кроме Волка, ничего в своей жизни не сыграл».
Он был на удивление спокойным, надёжным, покладистым человеком, отзывчивым на доброту, боль, радость, шалость, интеллигент в самом чистом смысле этого понятия. Ему было не скучно с самим собой. Слово «одиночество» его не отпугивало. Лучше всего чувствовал себя дома, в кругу жены и дочери. Не раз повторял: «У меня одна семья на всю жизнь и один театр на всю жизнь». И сколько бы ему не предлагали перейти в другие театры, он оставался верен своему родному Театру сатиры.
На сцене этого театра и в кино А. Папанов много раз играл в паре с Андреем Мироновым. Режиссёр Г. Товстоногов писал: «Я любил этот дуэт. Высочайший класс актёрской игры. Понимание друг друга. Уважение артиста к артисту, что было видно невооружённым глазом». Вопреки расхожему мнению, Папанов и Миронов никогда не дружили. Да и по возрасту не годились в друзья. Папанов называл Миронова Андрюшей, а тот его – по имени-отчеству. Но поскольку в кино их стали снимать парой – в «Берегись автомобиля», в «Бриллиантовой руке», позже в «12 стульях», - возникла идея давать концерты вдвоём, которые получались замечательно. И из жизни они ушли с разницей в 10 дней (А. Папанов скончался 7 августа, а А. Миронов – 16 августа 1987 года).
В последнем фильме «Холодное лето пятьдесят третьего…» (1987) герой Папанова по кличке Копалыч (инженер Николай Старобогатов) погибает. Оклеветанный и осуждённый по 53-й статье как враг народа, которым никогда не был, он говорит о том, как «хочется ещё пожить». Когда стало известно о смерти артиста, этим кадром, взятым из середины фильма, заканчивается картина. А голос на стоп-кадре негромко произносит: «Анатолий Дмитриевич Папанов… Последний кадр… Последняя роль…»
Когда-то, в одном из интервью, А. Д. Папанов сказал: «Если бы мне пришлось всё начать сызнова, я выбрал бы ту же дорогу, потому что не знаю лучше… Мы, актёры, счастливы, когда в результате нашего труда возникает образ человека, с его чувствами, стремлениями, надеждами, - образ, в который зрители верят и начинают относиться к нему как к живому».
Более подробно о жизни и творчестве народного артиста СССР А. Д. Папанова можно узнать в отделе литературы по искусству, познакомившись с книжной выставкой «Между грустным и смешным» (К 100-летию Анатолия Папанова).
Информация подготовлена сотрудником этого отдела И. Н. Овчинниковой.
- 838 просмотров