Романс "А напоследок я скажу…", впервые прозвучавший в картине Эльдара Рязанова "Жестокий романс" в 1984 году, стал чуть ли не гимном всех женщин, чьё сердце оказалось разбитым из-за несчастной любви.
Когда Э.Рязанов задумал экранизацию пьесы А.Островского «Бесприданница», он сразу знал, что фильм будет под другим названием, так как одна «Бесприданница» уже выходила на экраны в 1936 году, и режиссёр не хотел сравнений. Он был большим поклонником романсов и решил использовать их не только в музыкальном сопровождении, но и в названии будущего фильма.
Готовясь к съёмкам, Рязанов вновь и вновь перечитывал любимых поэтов, чьи стихи лучше, точнее и острее раскроют чувства главной героини Ларисы Огудаловой: способность безоглядно и жертвенно любить, идти по воле сердца, а не рассудка? Конечно же, это Белла Ахмадулина – такая же безудержная и страстная. Такой была и её поэзия.
С Ахмадулиной были связаны многочисленные скандалы, любовные истории. В своё время в юную Беллу влюбился столь же юный Евгений Евтушенко. Экзотическое сочетание тончайшей натуры и нежнейшего облика просто заворожили поэта. Они поженились. Это был брак, который по договорённости их ни к чему не обязывал, кроме как возвращаться домой друг к другу. После Евтушенко Белла вышла замуж за писателя Ю. Нагибина, человека тоже полного страстей. Но её душевная и женская открытость ко всему и ко всем даже для него была чрезмерной. Их брак долго не продлился.
Белла хорошо знала, что после вспышек страсти неизбежна расплата – беспросветная боль. Но по-другому она жить не умела. Об этом безумстве и отчаянии были её пронзительные строки, понятные каждому, чьё сердце хоть раз разбивала любовь.
Эльдар Рязанов знал о бурном прошлом Беллы Ахмадулиной и опасался сюрпризов от худсовета. Но в итоге всё обошлось. Режиссёр ликовал: стихи утверждены! Кто будет писать музыку, сомнений не было – с Андреем Петровым они уже работали на четырёх картинах.
Композитор долго не мог приступить к работе – ему необходимо было погрузиться в атмосферу 19 века, проникнуться лексикой и настроением драмы Александра Островского. Это была внутренняя творческая перестройка. И продолжалась она довольно длительный период. В конце концов, возникла потрясающая музыка, которую дирижёр Оркестра Госкино СССР Сергей Скрипка назвал «новым словом в романсе».
Эльдару Рязанову мелодия понравилась. Осталось соединить музыку со стихами, а главное – найти исполнительницу. Но где? Вспомнили о джазовой вокалистке с цыганскими корнями Валентине Пономарёвой,
которая работала в оркестре у Анатолия Кролла. Романс она исполнила блистательно. Да и актриса Лариса Гузеева, несчастная героиня которой пела его на экране, была хороша невероятно и усиливала драматичность каждого слова. Её мимика идеально попадала в фонограмму романса. Роль Ларисы Огудаловой стала для Л. Гузеевой звёздной.
Любая экранизация классики, новое её прочтение, всегда вызывает приятие или недовольство. «Жестокий романс» вызвал шквал критики литературоведов. Рязанова обвиняли в опошлении пьесы и глумлении над классикой. А вот романсы неожиданно пощадили, ведь их успех был очевиден: редакции теле- и радиопрограмм забрасывали письмами с просьбой ещё раз повторить «А напоследок я скажу…».
Сразу же после премьеры саундтрек фильма был выпущен на виниловых дисках и разошёлся тиражом в два миллиона экземпляров.
Предлагаем вашему вниманию романс «А напоследок я скажу…» в исполнении Валентины Пономарёвой с пластинки «Андрей Петров. Музыка из кинофильма «Жестокий романс» (Мелодия, 1984).
Информация подготовлена главным библиотекарем отдела литературы по искусству Л. В. Рыбаковой.
Источник: https://www.m24.ru/shows1/4/175780
- 97 просмотров



























