ИСТОРИЯ ОДНОГО ХИТА. К 80-летию Победы. «Шаланды, полные кефали»

01.02.2025 | 398 просмотра(ов)

Известная советская песня, ставшая визитной карточкой Одессы, была написана композитором Никитой Богословским на слова Владимира Агатова для кинофильма Леонида Лукова «Два бойца» (1943). Её исполнил Марк Бернес, сыгравший главную роль бойца-одессита Аркадия Дзюбина.

Авторы музыки и текста к Одессе никакого отношения не имели. Ленинградцу Н. Богословскому и киевлянину В. Агатову поставили задачу написать песню так, чтобы она была одесская. Пришлось им прослушать неимоверное количество песен в самодеятельном исполнении, чтобы проникнуться духом и музыкальными традициями города.

Никита Богословский вспоминал: «Я, петербуржец по рождению, никаких этих одесских песен не слышал. В помощь мне дали объявление в газете, что всех лиц, которые знают одесские песни, просят в такой-то день явиться на студию. И собралась гигантская толпа патриотов своего города, причём, совершенно разнообразных, начиная от седобородых, солидных профессоров и кончая такими подозрительными личностями, что я никак не мог понять, почему они до сих пор не в тюрьме. И все наперебой стали петь свои любимые мелодии. Я слушал, ухватывая типичные интонации, а затем использовал их – в синтезе, как особый характер, – для новой, совершенно оригинальной песни».

Об авторе стихов В. Агатове сведений исключительно мало.

Владимир Гариевич Агатов (1901-1966) – поэт-песенник, драматург. Его настоящее имя – Вэлвл Исидорович Гуревич. Поэт родился в Киеве, в еврейской семье. В молодости работал журналистом-фельетонистом. К началу Великой Отечественный войны Агатов уже сложился как драматург, некоторые его песни пользовались успехом. В 1942 г. он приехал в Ташкент навестить эвакуированную семью, однако прямо на перроне его перехватил режиссер Леонид Луков, приятель поэта, и повез Агатова в студию записи.

В первоначальном варианте сценария фильма песен не было вовсе. Но потом Л. Луков попросил Н. Богословского написать песню для сцены в землянке – так появилась в картине «Тёмная ночь», блестяще исполненная Марком Бернесом. Но так вышло, что Леонид Утёсов, друживший с Никитой Богословским, получил от него ноты песни и спел «Темную ночь» ещё до выхода на экраны «Двух бойцов» и даже успел записать пластинку. Таким образом, для зрителей был утрачен эффект новизны песни.

После этого режиссёр решил, что в картине должна быть ещё одна песня, совершенно контрастная, «в стиле весёлых одесских уличных песен», чтобы как-то дополнительно охарактеризовать главного героя – одессита Дзюбина, и по уровню это произведение должно быть никак не ниже «Тёмной ночи». С этой задачей Агатов и Богословский справились – авторам удалось передать в песне южный колорит Одессы.

По мнению коренных одесситов, Агатов в «Шаландах» ошибся в некоторых моментах: городской Фонтан мог покрыться не черёмухой, которая в Одессе не растёт, а акацией, и одессит Костя, скорее всего, курил не «Казбек», а всё-таки сигареты «Сальве». Но это всё одесские мелочи…

Марк Бернес, тоже не одессит, спел песню, и она вошла в историю. Конечно, рожденный в украинском городе Нежине, Марик Нейман (настоящее имя Бернеса) не мог знать, что одесситы произносят название города с мягким «д». Правда, в поздних записях 1963 -1967 годов Бернес поёт уже так, как традиционно принято.

В песне много слов и выражений, указывающих на её якобы «одесское» происхождение, хотя ясно, что это не более чем стилизация.

Песня мгновенно очаровала всю страну. А поскольку запоминается она слёту, с первого раза, то хит пели повсюду, в том числе и во фронтовых окопах. Но не исполняли по официальным каналам.

Интересно, что в сюжетную основу этого текста легла давняя стихотворная заготовка поэта В. Агатова про социалистическое соревнование рыболовецких бригад, которое закончилось свадьбой бригадиров. Но цензура более чем холодно встретила шедевр: посыпались упрёки и в декадентстве, и в непозволительной блатной романтике. М. Бернес удостоился только одной прижизненной студийной записи этой песни, которая вышла на юбилейном диске-гиганте. Зато с наслажденьем пел «Костю -моряка» Л. Утёсов. Тут он уже был королём жанра, к тому же, настоящим одесситом.

Почему так полюбился народу этот Костя-моряк? А потому что Костя – это былинный герой. Похожий парафраз возник позже у Булата Окуджавы: «ребята уважали очень Лёньку Королёва и присвоили ему званье короля». «Коронация» в рабоче-крестьянской стране послевоенную цензуру как-то совсем не смутила. Вот и Костя-моряк – все прекрасно понимали, что теперь-то он не водит шаланды, полные кефали, он на военном фронте отважно громит врага и превратился в настоящего былинного героя, о подвигах которого уже наверняка складывают новые песни. Странно, что этого не понимали в Главном политическом управлении.

Фильм «Два бойца» вошёл в золотой фонд советского киноискусства, а обе песни из него – и «Тёмная ночь», и «Баллада о Косте-моряке» – стали классикой, пережившей времена и эпохи.

В 1978 году фирма звукозаписи «Мелодия» выпустила двойной виниловый альбом «Марк Бернес. Записи 30-60-х годов» с песнями из репертуара артиста. Послушать пластики можно в музыкально - нотном секторе нашей библиотеки.

Информация на основе материалов сайта  https://smotrim.ru/audio/2804308?utm_source=internal&utm_medium=channel&utm_campaign=tvplist подготовлена Л. В. Рыбаковой, главным библиотекарем отдела литературы по искусству.

 

Фото:

1. Кадр из фильма «Два бойца» (реж. Л. Луков). Источник: https://cinemafirst.ru/dva-bojtsa-1943/

2. Никита Богословский. Источник: https://kulturologia.ru/blogs/261224/62569/

3. Владимир Агатов. Источник: https://studia-vasin.ru/tpost/gi1n3y1k81-vladimir-agatov-29-iyulya-1901-15-noyabr

4. Марк Бернес в к/ф «Два бойца». Источник: https://www.irk.kp.ru/daily/27098/4172650/

 

Русский