ИНТЕРВЬЮ В БИБЛИОТЕКЕ. Наш герой – Олег Генрихович Левенштейн

06.05.2023 | 440 просмотра(ов)

Слово «Учитель» – одно из имён Спасителя. Поэтому профессию учителя, педагога – человека, который открывает детям путь к познанию, развивает их души, учит доброму, вечному, – можно считать в некотором роде священной.

В Год педагога и наставника, объявленного президентом России В. В. Путиным в текущем 2023 году, Национальная библиотека имени С. Г. Чавайна представит достойных и уважаемых педагогов – читателей, а также тех, кто на протяжении многих лет тесно сотрудничает с нашей библиотекой. Вопросы, заданные каждому из них, помогут показать разные грани личности, а также раскрыть секреты их педагогического мастерства.

Сегодня наш герой – Олег Генрихович Левенштейн, преподаватель МарГУ, доцент кафедры отечественной истории, директор епархиального образовательного центра, почётный читатель Национальной библиотеки.

 

1. Как Вы пришли в профессию?

В нашей семье всегда были учителя. Моя бабушка, Катерина Генриховна Левенштейн (урождённая Аппинг), училась в Дрезденской консерватории, прекрасно знала языки, а в начале XX века была учителем английского и немецкого языков.

Моя мама, Князева Александра Григорьевна, была учителем немецкого языка в Юркинской средней школе Юринского района. Конечно, пример мамы, несомненно, имел значение в выборе профессии. История всегда была для меня интересна и близка, и уже в 8 классе я решил поступать в педагогический институт на исторический факультет. Мой первый урок состоялся в 1974 году в стенах школы №11 в Йошкар-Оле, когда я был ещё студентом Марийского государственного педагогического института имени Н. К. Крупской. Работа непосредственно в университете началась у меня с 1981 года и продолжается сейчас. А школа стала особенной главой жизни, с того самого первого урока и по сей день.

Учительскую династию продолжают и мои дети. Дочь – Вероника Левенштейн, окончила МГПИ имени Н. К. Крупской (факультет иностранных языков) и Университет г. Кассель (ФРГ) (факультет германистики). Работает преподавателем немецкого языка в г. Кобленце (ФРГ).

Мой сын – Андрей Левенштейн, преподаёт общую хирургию на лечебном факультете МарГУ, а невестка – Ирина Левенштейн, преподаёт там же кардиологию.

 

2. Какими качествами, по-Вашему, должен обладать человек при выборе этой профессии?

Учитель должен любить детей и свою профессию. Без этого он не может быть педагогом в полном смысле этого слова.

 

3. За годы Вашей деятельности перед Вами прошли разные поколения учащихся. Эти поколения разные или у них есть что-то общее?

Да, я работал с разными поколениями. Как мне кажется, их объединяет, с одной стороны, стремление получить высшее образование, а с другой – не идти в школу, к детям. Это печально…

 

4. Каждый школьник, студент – личность. В классе или в группе их несколько десятков. Существует ли какой-то метод или ключик, который Вы используете для раскрытия их индивидуальности?

Одного какого-то способа не существует. В первую очередь, для этого необходимо желание и стремление педагога. Большое значение имеет знание педагогики, психологии, владение методикой и, несомненно, педагогический опыт.

Мой педагогический опыт свидетельствует, что неформальная часть образования даёт не меньше пользы, чем лекционные часы.

 

5. Был или есть в Вашей профессии человек, который являлся или является для Вас примером, авторитетом, наставником?

Моим наставником я считаю моего вузовского преподавателя Павла Павловича Ванделя. Человек с необычной судьбой, сын политэмигрантов из Германии и Румынии, выпускник исторического факультета Московского государственного университета, он у нас преподавал новую и новейшую историю стран Европы и Америки. Он был из тех преподавателей-историков, которых в целом отличали новые формы мышления.

Павел Павлович был моим кумиром. Я много почерпнул из его педагогического наследия (стиль изложения, некоторые методические приёмы), многому научился. Такие люди редко встречаются.

 

6. Есть ли жизнь без Интернета?

Жизнь без Интернета, конечно, есть. В частности, классическое образование. С одной стороны, Интернет помогает. С другой стороны, у учеников появляется возможность взять готовую информацию и не работать с книгой самостоятельно. Это мешает творческому развитию.

Те, кто думают, что учителя можно заменить теми или иными технологиями, ошибаются.

 

7. В какую сказку Вы продолжаете верить? О чём мечтаете?

Ещё Владимир Ленин говорил: «Народный учитель должен у нас быть поставлен на такую высоту, на которой он никогда не стоял и не стоит и не может стоять в буржуазном обществе».

Верю, что учительская профессия будет стоять на одном из первых мест в нашем обществе.

Хотелось бы видеть современную школу как школу радости, познания и творчества. Мечтаю о том, что дети будут спешить в школу за знаниями, учительская профессия станет престижной, а на педагогические факультеты будет огромный конкурс.

Школе не хватает внимания со стороны государства, в школах не хватает молодых учителей и мужчин-преподавателей. Чем выше ценность образования, тем выше авторитет учителя. А искусственным способом поднять авторитет учителя не получится. Это очень серьёзные проблемы, которые необходимо срочно решать.

 

8. Что для Вас значит книга? Что читаете сейчас? Что можете порекомендовать для чтения?

Книга для меня остаётся главным источником знаний, а также большой радостью. Сейчас я читаю книгу Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда». Я бы рекомендовал всем читать самую главную книгу жизни – Библию.

 

9. Кого в Вашей семье вспоминают 9 мая?

Вспоминаю свою маму, которая работала на трудовом фронте – на лесоповале в Юринском районе. Маме тогда было 16 лет, и она испытала все тяготы военного времени: голодные, плохо одетые, они рыли окопы, валили лес, рубили сучки.

Вспоминаю своего деда по материнской линии. Он жил в населённом пункте Липовка Юринского района МАССР. Во время войны он отбирал лучшие деревья в лесу, которые потом шли на строительство самолётов. За свой труд он был награждён орденом Ленина.

Конечно же, вспоминаю отца. Мой отец, Генри-Ральф Рудольфович Левенштейн, немец по происхождению, провёл в сталинских лагерях в общей сложности 15 лет. 11 сентября 1941 года, в 23-летнем возрасте, по доносу трёх друзей был арестован и обвинён по статьям: антисоветская агитация, шпионаж и измена Родине. В эти годы ему пришлось хлебнуть лиха – пройти через тюрьмы, лагеря, ссылки. Отец был реабилитирован в 1968 году.

 

 

10. Если бы Вы не стали педагогом, то в какой профессии Вы бы себя видели?

Если бы я не стал педагогом, то я бы стал врачом.

 

Олег Генрихович, спасибо Вам за интересные ответы. Желаем Вам здоровья, благополучия, творческих успехов и новых достижений в профессиональной деятельности. Всегда рады видеть Вас в библиотеке!

 

Интервью провела С. П. Колчина, заведующая отделом социально-экономической литературы

 

Русский