ИНТЕРВЬЮ В БИБЛИОТЕКЕ. Наш герой - Оксана Викторовна Тулюлюк

14.06.2023 | 371 просмотра(ов)

Слово «Учитель» – одно из имён Спасителя. Поэтому профессию учителя, педагога – человека, который открывает детям путь к познанию, развивает их души, учит доброму, вечному, – можно считать в некотором роде священной.

В Год педагога и наставника, объявленного президентом России В. В. Путиным в текущем 2023 году, Национальная библиотека имени С. Г. Чавайна представит достойных и уважаемых педагогов – читателей, а также тех, кто на протяжении многих лет тесно сотрудничает с нашей библиотекой. Вопросы, заданные каждому из них, помогут показать разные грани личности, а также раскрыть секреты их педагогического мастерства.

Сегодня наш герой – Оксана Викторовна Тулюлюк, учитель истории ГБОУ РМЭ «Политехнический лицей-интернат».

 

Как Вы пришли в профессию?

Сначала я мечтала быть учителем русского языка и литературы. Очень любила читать. Моя старшая сестра была учителем русского языка, и она сказала: «Нет, у тебя плохое зрение, а здесь тебе придётся проверять много тетрадей. Думай о чём-то другом». Потом я мечтала стать адвокатом, но резко передумала, так как появился интерес к истории. Поступила на исторический факультет Марийского государственного университета. Во время учёбы была на педагогической практике, в школе мне понравилось. Но сказать себе, что я хочу быть только учителем, в то время не смогла. Я пыталась устроиться в туриндустрию, но меня не взяли, так как не было профессионального образования. После университета пошла работать в лицей № 28 по своей специальности – учителем истории. И после месяца работы поняла, что я на своём месте и  люблю эту работу.

 

Какими качествами, по-вашему, должен обладать человек при выборе этой профессии?

Мне кажется, что надо детей просто любить. Иногда надо пытаться поставить себя на их место, что не всегда просто. У меня был замечательный пример перед глазами – Ольга Михайловна Ковальчук – мой классный руководитель в школе № 21. Когда я заканчивала университет, Ольга Михайловна мне сказала: «Оксана, если ты пойдешь в школу, ты должна чётко помнить: как только ты начнёшь хотя бы чуточку ненавидеть детей, ты должна сразу уйти. Ты не имеешь морального права с ними работать». Эти напутственные слова я запомнила на всю жизнь. Ещё она всегда говорила: «Ты не должна быть для них надзирателем, каким-то «зудящим учителем». Постарайся стать для них старшим товарищем. Если ты сможешь соблюсти грань, чтобы дети не перешли на панибратские отношения, чтобы не использовали тебя, тогда ты можешь считать, что полдела ты сделала».

Учитель должен быть перед учениками открыт и честен. Мы же требуем от ребёнка, чтобы он всегда здоровался, прощался, был вежлив, а если от учителя он этого не видит? Тогда как с него это потребовать? Нам не нравятся двойные стандарты, и детям также они не нравятся. Дети всегда чувствуют, когда мы лукавим, не искренни с ними.

И ещё важно, чтобы учитель никогда не приносил свое плохое настроение, раздражение, личные проблемы на работу, к детям.

 

За годы Вашей работы Вы видели разные поколения детей. Эти поколения разные или у них есть что-то общее?

Да, конечно, все ребята разные, но все они хотят, чтобы с ними не говорили назидательно, как с маленькими (в лицее обучаются дети с 14 лет), чтобы в них в первую очередь видели личность. Смотрели не только как на учеников, которые изучают, например, математику, историю, а ещё и как на хороших товарищей, талантливых исполнителей, художников или спортсменов.

 

Каждый школьник – личность. В классе их несколько десятков. Существует ли какой-то метод или ключик, который Вы используете для раскрытия их индивидуальности?

У меня же предмет в этом плане очень интересный – история. Это огромное количество исторических примеров. Недавно мы с ребятами 8-х классов рассматривали, как формировалась личность первого президента Америки Джорджа Вашингтона. Как он сделал себя практически сам: упорством, трудом, честностью и порядочностью. Параллельно рассматривали личность Ломоносова. Часто я спрашиваю ребят, как бы они поступили в той или иной ситуации. Я обращаю их внимание на то, что самое главное в жизни – всегда оставаться человеком.

Также важно участие ребят в олимпиадах, конкурсах. Это поддерживает их мотивацию, повышает самооценку.

 

Был или есть в Вашей профессии человек, который является или являлся примером, авторитетом, наставником?

Я уже упомянула имя моего классного руководителя Ковальчук Ольги Михайловны. Для меня это образец того, как вести себя с учениками, как вести уроки. У нас был физико-математический класс, а Ольга Михайловна преподавала химию. Хотя для нас это был не профильный предмет, но мы его любили, так как были интересно построены уроки.

Такую женщину, как Ольга Михайловна, не забыть. Мы её обожали и любили всей душой. Она ни разу нас не обидела. К ней можно было подойти и обсудить любую тему. Ольга Михайловна всегда была с нами: мы ходили в кино, театры, могли запросто уйти в поход на три ночи. В 11 классе, когда мы поняли, что уходим из школы и нашу любимую Ольгу Михайловну не будем видеть каждый день, в выходные (!) все 28 человек (!) приходили к ней домой и разговаривали о жизни.

Ещё для меня примером была моя старшая сестра, которая работала учителем русского языка и литературы. У них с мужем была маленькая квартирка, и она приводила учеников туда, где я жила с родителями. Они репетировали с детьми спектакль или готовились к конкурсу танцев, а моя мама пекла пироги, чтобы всех накормить.

В моей жизни, в школе, в университете были просто шикарные преподаватели. На юбилее историко-филологического факультета было очень приятно встретиться с Верой Михайловной Новик, Галиной Фёдоровной Горбашовой, которые помнят меня по имени, интересуются моей жизнью, успехами в работе.

 

 

Чего не хватает современной  школе?

Наша советская школа, я считаю, была очень хорошая. Но поколение сейчас поменялось, оно другое. Хотелось бы, чтобы произошла какая-то трансформация. Нужно взять всё хорошее из советской школы – методику преподавания, организацию, объединяющую детей. Детям не хватает общественной жизни. Пусть это не будет пионерская или комсомольская организация, но организация, построенная на этих принципах. Понятно, что здесь не должно быть какой-то сверхидеологии. Самое главное, должно быть объединяющее начало, где могли бы себя проявить и активные и не очень активные ребята. Было бы здорово, если бы ребята показывали свои достижения, обменивались опытом. «Если они так смогли, я тоже смогу», – скажут они себе. Когда только учёба, учёба, учёба – дети устают от этого. Это неправильно.

И ещё (многие коллеги, возможно, меня не поддержат) мы слишком быстро детей «взрослим», мы не позволяем ребятам быть детьми. Я говорю это и как мама. Мы требуем от них взвешенных поступков, решений, осмысленного поведения. И определиться с профессией они должны уже в 9 классе. Они должны, должны, должны… А что хотят они сами? Часто говорим: «Ты как ребёнок». А в 14 лет они и есть еще дети. Когда же им походить в «дурацких» футболках, с непонятными стрижками? В 35? Как-то надо нам, взрослым, суметь сохранить в них этот баланс и дать возможность пройти все стадии взросления. Я считаю, что это тоже важно.

 

Что для Вас значит книга?

Для меня, в силу профессии, книга, в первую очередь, это работа. Вот недавно купила 9 книг о Первой мировой и Великой Отечественной войнах. Это мне нужно и для подготовки к урокам, конкурсам, олимпиадам.

Но книга – это и наслаждение. Долгое время одним из любимых был роман Т. Драйзера «Американская трагедия», который не раз перечитывала. Недавно доставила удовольствие книга «Фиалки в марте» Сары Джио. Часто мои ученики говорят: «Прочитайте вот эту книгу. Мне она понравилась». И я с удовольствием читаю новых для меня авторов, и мы с ребятами их обсуждаем.

 

Учитесь ли Вы чему-нибудь у своих учеников?

Учусь постоянно. Например, они часто консультируют меня в технических вопросах. Чему бы хотела научиться у ребят, но уже, скорее всего, не смогу, так это их умению быстро менять свою жизнь. Они не зацикливаются на чем-то одном, очень мобильны и стрессоустойчивы, умеют воспринимать больше информации. Современные ребята не похожи на нас. Они не хуже, не лучше, они просто другие и очень интересные.

 

Чему Вы сейчас учитесь?

Всегда очень хотела учиться живописи. Уже почти к этому дорогу проложила – нашла онлайн курсы по изучению необычных техник рисования. И планирую купить курс по обучению танцам. Люблю такие занятия, где можно дать выход эмоциям и есть возможность творить.

 

Если бы Вы не стали педагогом, то в какой профессии вы бы себя видели?

(Долгая пауза) Даже и не знаю. Я никогда об этом не задумывалась. Думаю, это все равно была бы профессия, связанная с детьми в возрасте 13-14 лет. Мне с ними интересно.

 

Оксана Викторовна, спасибо Вам за интересные ответы. Желаем Вам личного счастья, творческих успехов и новых достижений в профессиональной деятельности. Всегда рады видеть Вас в библиотеке!

 

Интервью провела С. П. Колчина, заведующая отделом социально-экономической литературы

 

Русский