ИНТЕРВЬЮ В БИБЛИОТЕКЕ. Наш герой – Марина Александровна Царегородцева

14.09.2023 | 537 просмотра(ов)

Слово «Учитель» – одно из имён Спасителя. Поэтому профессию учителя, педагога – человека, который открывает детям путь к познанию, развивает их души, учит доброму, вечному, можно считать в некотором роде священной. В Год педагога и наставника, объявленного Президентом России В.В.Путиным в текущем 2023 году, Национальная библиотека имени С.Г.Чавайна представляет достойных и уважаемых педагогов – читателей, а также тех, кто на протяжении  многих лет тесно сотрудничает с нашей библиотекой. Вопросы, заданные каждому из них, помогут показать разные грани личности, а также раскрыть секреты их педагогического мастерства.

Сегодня проведем блиц-интервью с Царегородцевой Мариной Александровной, директором лицея им. М.В.Ломоносова г. Йошкар-Олы.

 

1. Марина Александровна, рады вновь видеть Вас в библиотеке. У Вас уже большой педагогический стаж. Поведайте нам, как  пришли в эту  профессию?

Сколько себя помню, всегда хотела работать с детьми. В детском саду мечтала стать воспитателем, всегда помогала своим воспитателям во всем. А в школе уже в первом классе решила, что буду только учителем и никем другим. Предмет же математику выбрала позже, потому что именно эти   уроки на протяжении всей учёбы в школе  были самыми любимыми. И вот уже 30 лет преподаю математику и считаю, что этот предмет самый интересный, важный и ничуть не трудный. Главное – нужно суметь заинтересовать учеников, и тогда у них обязательно появится любовь к точным наукам.

 

2. Как Вы считаете, какими качествами должен обладать человек при выборе профессии учителя?

В первую очередь нужно любить детей. Учитель должен стать другом для своих учеников, должен понимать их. Считаю, что иногда необходимо встать на их место, посмотреть на мир глазами своих воспитанников. Но важно при этом всегда оставаться Учителем.

Второе важное качество: честность. В отношениях с детьми нельзя говорить даже полуправду, а тем более допускать обман.

Еще одно качество, которым, на мой взгляд, должен обладать  учитель – это чувство юмора. Здоровый юмор помогает выйти из любых, даже самых сложных ситуаций, разрядить напряжённую  обстановку.

 

3. За годы вашей деятельности перед Вами прошли разные поколения учащихся. Эти поколения разные или у них есть что-то общее? Современные школьники, какие они?

Конечно, все они разные, но в то же время очень много общего.

Ещё лет 15-20  назад дети после школы много времени проводили во дворе, они быстро знакомились друг с другом. Играли в контактные игры: прятки, вышибалы, казаки-разбойники, классики. А это сближало – дети учились жить в коллективе, дружить, учились уступать друг другу. 

Современные дети в этом плане отличаются от школьников тех лет. Это связано с тем, что сейчас совсем другие условия развития: всеобщая информатизация, свободное общение в виртуальном пространстве, высокая занятость родителей. У сегодняшних учеников бОльшая, чем у их сверстников прошлых лет, независимость, критичность по отношению к взрослым, клиповость мышления.  

Но одно остаётся неизменным – дети всегда остаются детьми. Они хотят доверять нам, взрослым, и готовы обращаться к нам за помощью в случае необходимости. И в то же время они хотят, чтобы их уважали и ценили.

 

4. Каждый школьник – личность. В классе их несколько десятков. Существует ли какой-то метод или ключик, который Вы используете для раскрытия их индивидуальности?

Ключиком для раскрытия индивидуальности ребёнка, на мой взгляд, является понимание того, что каждый ребенок – ЛИЧНОСТЬ.  Ребёнок должен понимать, что он интересен учителю, что его уважают.

Самое главное – вселить в ребёнка уверенность, что у него всё получится и он самый-самый... Неспособных детей нет, надо только увидеть яркую чёрточку в каждом ребёнке и помочь ей развиться.

 

5. Очень важно Ваше, как опытного педагога и директора лицея, мнение - чего не хватает современной школе? Какой Вы видите школу будущего?

В техническом плане школы сейчас оснащены очень хорошо. Поэтому, на мой взгляд, сегодня не хватает молодых, энергичных учителей.

Школа будущего… Хорошая школа строится на традициях, которые заложены не одним десятком лет. Традиции должны сохраняться, но времена меняются, и вместе с ними должна меняться школа. На мой взгляд, школа будущего – это  пространство, где каждый день дети с интересом узнают что-то новое и сразу закрепляют эти навыки в каких-то своих проектах и вообще в жизни. Школа будущего обязательно должна  воспитывать  Личность.  

 

 6. Был или есть в Вашей профессии человек, который является или являлся примером, авторитетом, наставником?

В школе № 27, где я училась, образцом для меня был учитель математики Синдеев Иван Иванович. Его уроки помнятся до сих пор: было очень интересно, и мы получали ответы на все вопросы.  Если же возникали какие-то трудности, Иван Иванович всегда мог поддержать – словом, взглядом.

В Марийском государственном педагогическом институте им. Н. К. Крупской, где я продолжила учёбу на физико-математическом факультете, у нас были тоже замечательные преподаватели. Но более всего запомнились Шутова Людмила Петровна, куратор нашей группы, и Тикина Галина Петровна, преподаватель методики математики. Они учили нас быть настоящими  учителями.

Когда пришла работать в школу, моим наставником стала Чучалина Ангелина Александровна, заместитель директора по учебной работе и учитель математики. Ангелина Александровна очень многому меня научила, с ней можно было обсудить любой вопрос. Она всегда находила время поговорить, посоветовать, похвалить или сказать, в чём я не права и как это исправить. Она была для меня примером во всём. С тех пор прошло немало  лет, но до сих пор Ангелина Александровна остаётся моим наставником.

 

7. В какую сказку Вы продолжаете верить? О чём мечтаете?

Мы с детства привыкли верить в сказки. И представить жизнь без сказок нельзя – в них живёт вера, надежда и любовь. Сказка дарит чувство лёгкости. Она показывает, что чудес много, просто нужно посмотреть вокруг и никогда нельзя опускать руки. Как известно, в каждой сказке есть доля истины. Не зря ведь говорят: «Сказка – ложь, да в ней намёк». Нужно только уметь правильно эти самые намёки распознавать. Мои любимые сказки: «Морозко», «Финист - Ясный сокол», «Золушка».

 

8. Марина Александровна, Вы читатель нашей библиотеки с большим стажем. Все эти годы постоянно читаете, изучаете профессиональные книги, к примеру, по педагогике, психологии… Вы продолжаете учиться?! Остаётся ли время для чтения художественной литературы? Назовите Ваши любимые книги.

Да, читательский стаж большой, я являюсь читателем библиотеки с 1987 года.

Желание постоянно учиться – это одно из профессиональных качеств учителя. Чтобы быть интересным для своих учеников, надо постоянно совершенствоваться. К тому же с приобретением опыта многие вещи, которые мы изучали в институте, воспринимаются по–новому. Знаний по психологии и педагогике никогда не бывает мало.

Для меня книга не только источник знаний, но и отдых. Поэтому каждую свободную минутку уделяю чтению художественной литературы. Очень люблю детективы, как современные, так и исторические, историко-приключенческие романы, художественно-документальную прозу. Конечно, есть и любимые авторы: Наталья Александрова, Полина Дашкова, Николай Свечин, Николай Леонов, Александра Маринина, Анна Князева, Татьяна Устинова, Михаил Фёдоров, Эдвард Радзинский, Валерий Введенский.

 

9. Если бы Вы не стали педагогом, то в какой профессии Вы бы себя видели?

Никогда не представляла себя в другой профессии, кроме учителя. Для меня учитель – это не просто человек, который передаёт определённые знания, а гораздо большее – он влияет на будущее ребенка. За всё время работы в школе ни разу не пожалела о выбранной профессии и не было желания уйти из профессии. А когда бывает трудно или просто наваливается усталость, вспоминаю стихотворные строчки:  

 

Пусть будет меньше праздников, чем будней,
Но тот, кто стал учителем, поймёт:
Какое счастье быть полезным людям,
Учить Его Величество Народ!
Нести ему дар мудрости и знанья,
И доброты своей сердечный свет.
Нет на земле ответственней призванья,
Почётнее и радостнее нет.

 

Марина Александровна, благодарим  за интересные ответы. Поздравляем Вас от всей души с наступившим новым учебным годом! Желаем профессиональных и творческих удач, чтобы успешно воспитывать и учить  умных и талантливых  детей. Пусть каждый день преподавания будет для Вас плодотворным и результативным! А мы всегда рады видеть Вас в нашей библиотеке.

 

Интервью провела В. В. Зорина, главный библиотекарь центра чтения

Русский