ИНТЕРВЬЮ В БИБЛИОТЕКЕ. Наш герой – Барабина Наталья Михайловна

14.04.2023 | 518 просмотра(ов)

Слово «Учитель» - одно из имён Спасителя. Поэтому профессию учителя, педагога – человека, который открывает детям путь к познанию, развивает их души, учит доброму, вечному, можно считать в некотором роде священной.

В Год педагога и наставника, объявленного Президентом России В. В. Путиным в текущем 2023 году, Национальная библиотека имени С. Г. Чавайна представит достойных и уважаемых педагогов – читателей, а также тех, кто на протяжении многих лет тесно сотрудничает с нашей библиотекой. Вопросы, заданные каждому из них, помогут показать разные грани личности, а также раскрыть секреты их педагогического мастерства.

Сегодня проведём блиц-интервью с Барабиной Натальей Михайловной, заместителем директора по учебной работе, преподавателем истории и английского языка Йошкар-Олинского художественного училища.

1. Добрый день, уважаемая Наталья Михайловна!

Традиционно первым вопросом нашего интервью является: Как Вы пришли в профессию? (по призванию, продолжение династии, по чьему-то примеру)?

- В профессию пришла по призванию. С детства любила играть «в школу», где моими ученицами были младшая сестра и куклы. А потом все годы с удовольствием училась в школе, в которой одним из главных примеров для меня являлась моя первая учительница. После окончания школы не было никаких сомнений в выборе профессии. Окончила наш Марийский педагогический институт (историко – английский факультет) и вот уже 48 лет преподаю историю и английский язык в Йошкар-Олинском художественном училище.

 

2. Какими качествами, по-вашему, должен обладать человек при выборе этой профессии?

- Отвечу коротко: любить и понимать детей, уважать их достоинство, объективно относиться к любому ученику. Педагог должен хорошо знать свой предмет, совершенствовать и развивать методику преподавания.

 

3. За годы вашей деятельности перед Вами прошли разные поколения учащихся. Эти поколения разные или у них есть что-то общее?

- Да, времена разные и, естественно, и поколения учащихся разные. Нынешние ребята более прагматичны, раскованы, я бы сказала, более раскрепощённые. Не очень хочется вспоминать тяжёлые для всех 90-е годы, когда были и трагические моменты, и как важно было тогда вовремя поддержать ребят, сказать им нужное слово. Но следует отметить общее у наших выпускников и обучающихся в настоящее время. Это такие их качества, как деликатность, доброта и отзывчивость. Сегодня в училище обучаются 163 человека, ребята проводят по 8-10 часов на занятиях. Двери классов, учительской, кабинетов всегда открыты, куда они могут прийти с любыми учебными вопросами и личными проблемами.  С нашими ребятами интересно общаться, у них богатый внутренний мир и поэтому, наверное, неслучайно то, что они выбрали творческую специальность. А мы, педагоги, стараемся, чтобы им было комфортно в нашей творческой семье.

 

4. Каждый школьник, студент – личность. В классе или в группе их несколько десятков. Существует ли какой-то метод или ключик, который Вы используете для раскрытия их индивидуальности?

- В любой творческой специальности основная задача педагога – помочь учащимся раскрыть свой творческий потенциал. Получив академические знания по рисунку и живописи, они должны найти своё место, свою нишу в изобразительном искусстве. Художник не так открыт публике как, например, музыкант. Он работает наедине с картиной, в создание которой вкладывает своё воображение, фантазию, своё видение окружающего мира. Зачастую ребята очень неуверенны, слишком самокритичны, боятся показывать  свои творческие работы. Поэтому одним из основных методов в раскрытии их индивидуальности является привлечение учащихся в различные конкурсы профессионального мастерства. Такие конкурсы проходят как в стенах самого училища, так и на уровне города, республики и регионов. Это помогает ребятам быть более уверенными, самостоятельными, совершенствовать своё творческое мастерство, а также учиться у других участников подобных конкурсов.

 

 5. Был или есть в Вашей профессии человек, который являлся или является примером, авторитетом, наставником?

- Я уже упомянула свою первую учительницу. Большим авторитетом для меня в старших классах являлась учитель английского языка и мой классный руководитель Людмила Дмитриевна Камышина. Это, как говорится, педагог от Бога: прекрасно знавшая свой предмет и старавшаяся максимально донести эти знания до своих учеников. Поэтому была очень требовательна, не терпела разгильдяйства, лени, и в то же время всегда готова была прийти на помощь. Полученные в школе основательные базовые знания позволили мне довольно легко осваивать английский язык и в институте. В нашем училище преподавала русский язык и литературу Валентина Яковлевна Конькова, являвшаяся для меня, тогда ещё молодой девушки, идеалом женственности. Она любила театр, сама владела актёрскими способностями и привлекала нас к организации спектаклей и праздников. Наверное, от неё и Людмилы Дмитриевны, которая также является страстной театралкой, пришла ко мне любовь к театральному искусству.

 

6. Каким Вы видите  будущее вашего училища?

- Я вижу его прекрасным! А именно: с 1 сентября 2023 года на базе училища открывается Школа креативных индустрий. Будут функционировать 3 студии: Фото и Видеотворчество; Анимация и 3D-графика; Дизайн. В них бесплатно будут заниматься школьники с 5 по 11 классы средних общеобразовательных школ. По федеральному проекту будет закуплено новейшее оборудование. И радует то, что наши учащиеся также смогут заниматься в студиях по дизайну и фотоделу. Академическая и реалистическая школа – это прекрасно, но в век цифровых технологий для обучения нужна серьёзная техническая база, которая на данный момент у училища очень слабая.

 

7. В какую сказку Вы продолжаете верить? О чём мечтаете?

- Мои мечты очень реальные, и связаны они с моими внуками. Радуюсь успехам старшего внука, который, закончив с красным дипломом престижный московский вуз, нашёл своё место в профессии. А теперь очень хочется, чтобы осуществилась мечта внучки, одиннадцатиклассницы, которая хотела бы стать врачом. И, конечно, очень хочется, чтобы в нашу жизнь пришло спокойствие, наступил мир!

 

8. Что для Вас значит книга? Что читаете сейчас? Что можете порекомендовать для чтения?

- Скажу честно, читать приходится не так много, как в молодые годы. Так как я очень люблю театр, то часто, посмотрев какой-то спектакль, балетную постановку или оперу, под впечатлением от увиденного, обращаюсь к литературным источникам. Недавно перечитала «Маленького принца» А. Сент-Экзюпери, «Дон Кихота» М. Сервантеса, «Алые паруса» А. Грина, «Первую любовь» И. Тургенева. Люблю А. Чехова. И рекомендую всем почаще обращаться к классической литературе. Как говорится, «классика всегда современна».

 

9. Если бы Вы не стали педагогом, то в какой профессии Вы бы себя видели?

- Наверное, режиссёром провинциального  театра.

 

Наталья Михайловна, большое спасибо за Ваши интересные ответы. Хочется пожелать Вам успехов в вашем нелёгком благородном труде, талантливых учеников, хорошего самочувствия и чтобы осуществились мечты! И надеемся, что давнее сотрудничество Национальной библиотеки и Художественного училища будет и в дальнейшем позитивным и плодотворным.

 

Интервью провела И. Н. Овчинникова, главный библиотекарь отдела литературы по искусству.

Русский