ИМЕНИННИК ДНЯ. ЖАН ЖАК РУССО (1712 – 1778)

28.06.2023 | 417 просмотра(ов)

Ей рано нравились романы;

Они ей заменяли всё;

Она влюблялася в обманы

И Ричардсона и Руссо…

Это строчки Пушкина о Татьяне Лариной.

 

Действительно, круг чтения юной Татьяны составляли очень-очень сентиментальные книги. В своё время они владели умами и душами читающей публики, но к пушкинскому времени уже изрядно устарели…  Ироничный создатель романа в стихах и не менее ироничный главный герой этого романа Евгений Онегин, конечно же, относились к подобному чтению провинциальных барышень, мягко скажем, снисходительно… 

Английский писатель СЭМЮЭЛ РИЧАРДСОН, упомянутый Пушкиным первым, считается родоначальником «чувствительной» литературы. Его «Памелу, или Награжденную добродетель» (1740)  сейчас помнят, пожалуй, только историки литературы, а когда-то ею зачитывались целые поколения. Нам, сегодняшним читателям, сюжет романа покажется незатейливым и весьма банальным: девушка  из бедной семьи Памела Эндрюс устраивается служанкой к благородной даме. Та искренне сочувствует честной и трудолюбивой Памеле, пытается принять участие в её судьбе. На смертном одре знатная дама завещает своему сыну заботиться о юной служанке. Тот, однако, планирует совратить девушку и оставить при себе любовницей, то есть, по сути, лишить её возможности выйти замуж, устроить свою жизнь. Он осыпает служанку дорогими подарками, но Памела не поддаётся соблазнителю и рьяно оберегает свою честь.

А дальше Ричардсон делает совсем неожиданный (для того времени!) сюжетный поворот: коварный соблазнитель, пораженный душевной чистотой девушки, влюбляется и, вопреки сословным приличиям, предлагает ей руку и сердце. Он даже жертвует своей карьерой  и оставляет государственную службу ради тихого семейного счастья.

Добродетель вознаграждена. Читатели над вымыслом обливаются слезами и осыпают автора благодарственными письмами…  Хотя все прекрасно понимают, что в реальности подобная история вряд ли могла произойти из-за классовой пропасти между героями…

Роман Ричардсона вызвал волну подражаний и переосмыслений. Мировой литературе одна за другой дарятся книги с похожими сюжетами. В их числе – «ЮЛИЯ, или НОВАЯ ЭЛОИЗА» (1761) именинника сегодняшнего дня ЖАН-ЖАКА РУССО.

 «Юлия», написанная в эпистолярном жанре, стала, утверждают историки литературы, самой популярной книгой 18-го столетия. Она выдержала более 70 (!!!) изданий. Цифра и сейчас ошеломляющая, а для того времени – и вовсе немыслимая! Эту книгу сам Руссо считал лучшим своим произведением.

Книга состоит из 163-х писем. Современные читатели, давно отвыкшие писать и получать длинные письма, вряд ли заинтересуются подобным жанром, но в 18 веке эпистолярные романы были весьма популярны.  

«Новая Элоиза» - это история прекрасной девушки Юлии и доброго, благородного юноши Сен-Прё. Только на этот раз роли поменялись: он – нищий наёмный учитель, она – богатая аристократка, дочь барона.

У молодых людей возникает взаимная симпатия. Разгорается страстный, но совершенно невозможный роман. Они будут сходиться и расставаться… Он, чтобы не сломать любимой жизнь, отправится в кругосветное путешествие. Она, следуя сословным приличиям, выйдет замуж за другого, очень достойного, но нелюбимого человека. В дальнейшем судьба распорядится так, что Сен-Прё станет воспитателем детей Юлии…

И лишь перед смертью (героиня умирает от воспаления легких после того, как спасла тонущего в холодной воде озера ребенка) Юлия признается, что всю жизнь любила только своего бедного учителя Сен-Прё…

700 страниц сплошных чувств, эмоций, признаний в любви, слёз, мук совести, страстей, объяснений… Иногда всё это перемежается в романе философскими размышлениями об устройстве общества…  

Книга принесла Руссо очень громкую славу, можно даже сказать – бессмертие! А имена главных героев стали нарицательными.

На Руссо обрушился Ниагарский водопад читательского восторга. В письмах, адресованных писателю, его поклонники эмоционально рассказывали о своих впечатлениях. О том, как сильно чтение книги повлияло на них, о том, сколько радостных и горьких слёз пролили они над её страницами. Они жаловались на сильнейшую сердечную боль, вызванную сценой гибели Юлии, и утверждали, что были готовы умереть «в этот возвышенный миг» вместе с героиней...

До нашего времени сохранились сотни подобных писем. Причем писали Руссо не только сентиментальные маркизы и баронессы, но и вполне себе взрослые, состоявшиеся мужчины: армейские офицеры, аббаты… Волна фанатичного обожания «Новой Элоизы» не спадала ещё очень долго…  

Позже к Руссо присоединился Гёте со «Страданиями юного Вертера» (1774). Подобный  хит появился и в России. Им стала «Бедная Лиза» (1792) Николая Карамзина.

Пушкин в  «Евгении Онегине», в этой «энциклопедии русской жизни», где упомянуто всё, что на тот момент было достойно упоминания, конечно же, не мог не рассказать о влиянии книг Руссо на юных барышень.

Характеризуя Татьяну Ларину, поэт не преминул  рассказать об её увлечении романами Руссо. А письмо Татьяны к Онегину абсолютно созвучно эпистолярным излияниям героев романа «Новая Элоиза». Пушкин использовал мотив увлечения «Новой Элоизой» и для характеристики других своих героинь (Марья Гавриловна из «Метели», Полина из «Рославлева»…)

Конечно же, творчество великого франко-швейцарского писателя Руссо не ограничивалось написанием сентиментальных романов.  Он, например, профессионально занимался музыкой, создал несколько значительных музыкальных произведений, из которых счел возможным сохранить только комическую оперу «Деревенский колдун». Она продержалась на сцене более 60 лет и положила начало французскому водевилю. Также Жан-Жак Руссо является автором музыкального словаря.

Труды Руссо на тему воспитания детей совершили переворот в педагогике. Свои главные педагогические мысли  он выразил в книге «Эмиль, или О воспитании» (1762). Руссо советовал родителям обязательно обеспечить ребенку общение с природой (кстати, Руссо был неплохим ботаником!), и в этих естественных условиях, на лоне природы, развивать в детях любовь к труду. Труд же, по мысли Руссо, неизбежно воспитает чувство долга, ответственность за свои поступки, уважение к себе, чувство независимости и свободы. При этом подразумевается труд не только физический, но также нравственный и умственный… 

Власти нашли в педагогических тезисах Руссо много опасного, подозрительного, угрожающего устоям общества. Книгу Руссо «Эмиль, или О воспитании» сожгли, а самого писателя было приказано взять под арест. Философ успел бежать в Швейцарию.

Руссо, один из самых образованных людей своего времени,  написал несколько статей (в том числе и о музыке) для просветительской «Энциклопедии», издаваемой  Дени Дидро и Жаном д,Аламбером.

Философские трактаты Руссо и сегодня обязательно входят во все программы университетских курсов философии.

В Центре чтения Национальной библиотеки им. Чавайна, конечно же, есть книги Руссо: и художественные произведения, и философские трактаты, и педагогические труды…  Есть и книги, повествующие о его судьбе и творчестве.

В день рождения французского просветителя, мыслителя и писателя мы предлагаем нашим читателям познакомиться с его произведениями.

На фото: студент 4-го курса Технологического колледжа Алексей Локтев с книгами Жан-Жака Руссо.

 

Материал подготовила главный библиотекарь Центра чтения Нагибнева И.Н.

Русский