Необычную характеристику, в которой обозначены многие противоречивые черты характера именинника сегодняшнего дня Жан-Жака Руссо, дал его биограф, французский литературовед Артур Шюке. «Робкий и циничный, способный к порывам и быстро впадающий в апатию, вызывающий на борьбу свой век и льстящий ему, проклинающий свою литературную славу и вместе с тем только и думающий о том, чтобы её увеличить, осуждающий знатных и живущий в их обществе, мечтающий о хижинах и обитающий в замках, призывающий любить служанок, но сам влюбляющийся только в великосветских дам, проповедующий радости семейной жизни и отрекающийся от исполнения отцовского долга, ласкающий чужих детей и отправляющий своих в воспитательный дом, горячо восхваляющий небесное чувство дружбы и ни к кому его не испытывающий, сердечный, а потом подозрительный и сердитый» – таков, по мнению Артура Шюке, Жан-Жак Руссо, философ-просветитель, энциклопедист, писатель с очень непростым характером, чьи произведения в своё время читались взахлёб и который владел умами и душами читающей публики.
Пушкин в «Евгении Онегине», в этой «энциклопедии русской жизни», где упомянуто всё, что на тот момент было достойно упоминания, конечно же, не мог не рассказать о влиянии книг Руссо на юных барышень. Характеризуя Татьяну Ларину, поэт не преминул поведать о её увлечении романами французского писателя:
«Ей рано нравились романы; / Они ей заменяли всё;
Она влюблялася в обманы / И Ричардсона и Руссо…»
Как видим, круг чтения юной Татьяны составляли весьма сентиментальные произведения. В своё время авторы таких книг были любимы и популярны, но к моменту написания «Онегина» их творения уже изрядно устарели. Ироничный создатель романа в стихах и его не менее ироничный главный герой Онегин относились к подобному чтению провинциальных барышень, мягко скажем, снисходительно…
Первым у Пушкина упомянут английский писатель Сэмюэл Ричардсон, который считается родоначальником «чувствительного жанра». Его сентиментальную «Памелу, или Награжденную добродетель» (1740) сейчас помнят, пожалуй, только историки литературы, а когда-то ею зачитывались целые поколения. Сюжет романа, на наш сегодняшний взгляд, незатейлив и весьма банален. Памела, девушка из бедной семьи, устраивается служанкой к благородной даме. Та искренне сочувствует честной, трудолюбивой Памеле и решает принять участие в её судьбе. На смертном одре знатная дама завещает своему сыну заботиться о юной служанке. У того, однако, совсем другие планы: совратить девушку и оставить при себе любовницей, то есть, по сути, лишить её возможности выйти замуж, устроить свою жизнь. Он осыпает служанку дорогими подарками, но Памела не поддаётся соблазнителю и рьяно оберегает свою честь.
А дальше Ричардсон делает совсем неожиданный (для того времени!) сюжетный поворот: коварный соблазнитель, пораженный душевной чистотой юной служанки, влюбляется и вопреки сословным приличиям предлагает ей руку и сердце. Добродетель вознаграждена. Читатели над вымыслом обливаются слезами. Хотя все прекрасно понимают, что в реальности подобная история вряд ли могла произойти из-за классовой пропасти между героями.
Роман Ричардсона вызвал волну подражаний. Читатели одну за другой получают книги с похожими сюжетами. В их числе – «Юлия, или Новая Элоиза» (1761) Жан-Жака Руссо.
Роман написан в эпистолярном жанре и состоит из 163-х писем. Современные читатели, давно отвыкшие писать и получать длинные письма, вряд ли заинтересуются подобным жанром, но в 18 веке эпистолярные романы были весьма популярны.
«Новая Элоиза» - это история прекрасной девушки Юлии и доброго, благородного юноши Сен-Прё. Только здесь, в отличие от романа Ричардсона, роли поменялись: он – нищий наёмный учитель, она – богатая аристократка.
У молодых людей возникает взаимная симпатия. Разгорается страстный, но совершенно невозможный роман. Они будут сходиться и расставаться. Он, чтобы не сломать любимой жизнь, отправится в кругосветное путешествие (интересная ситуация: бедный учитель – и кругосветное путешествие…) Она, следуя сословным приличиям, выйдет замуж за очень достойного, но нелюбимого человека. В дальнейшем судьба распорядится так, что Сен-Прё станет воспитателем детей Юлии…
И лишь перед смертью (героиня умирает от воспаления легких после того, как спасла тонущего в холодной воде озера ребенка) Юлия признается, что всю жизнь любила только своего бедного Сен-Прё…
Читатели получили от Руссо 700 страниц страстей, эмоций, признаний в любви, слёз, мук совести… И на автора обрушился Ниагарский водопад читательских восторгов. В письмах, адресованных писателю, поклонники эмоционально рассказывали о своих впечатлениях. О том, как сильно чтение книги повлияло на них, сколько радостных и горьких слёз пролили они над её страницами. Читатели жаловались на сильнейшую сердечную боль, вызванную сценой гибели Юлии, и утверждали, что были готовы умереть «в этот возвышенный миг» вместе с героиней...
До нашего времени, оказывается, сохранились сотни подобных писем, адресованных Руссо. Причем автору писали не только сентиментальные маркизы и баронессы, но и вполне себе взрослые, состоявшиеся мужчины: армейские офицеры, аббаты…
Волна фанатичного обожания «Новой Элоизы» не спадала очень долго. Роман выдержал более 70 (!!!) изданий. Цифра и сейчас ошеломляющая, а для того времени – и вовсе немыслимая! «Новая Элоиза», утверждают историки литературы, стала самой популярной книгой 18-го столетия и принесла Руссо громкую славу, можно даже сказать – бессмертие! Да и сам писатель считал эту книгу лучшим своим произведением.
Позже к Руссо присоединился Гёте со «Страданиями юного Вертера», Жермена де Сталь с «Дельфиной», Стендаль с «Пармской обителью»… Подобный хит появился и в России. Им стала «Бедная Лиза» Николая Карамзина.
Творчество Руссо, однако, не ограничивалось написанием сентиментальных романов. Сочинённые им философские трактаты до сих пор входят во все программы университетских курсов философии.
А ещё он профессионально занимался музыкой, создал несколько значительных музыкальных произведений, из которых счел возможным сохранить только комическую оперу «Деревенский колдун». Кстати, её премьеру в 1752 году почтили своим присутствием король Людовик XV и его фаворитка маркиза де Помпадур. «Деревенский колдун» продержался на сцене более 60 лет и положил начало французскому водевилю.
Не забудем отметить, что Руссо, будучи одним из образованнейших людей своего времени, написал несколько статей (в том числе и о музыке) для просветительской «Энциклопедии», издаваемой Дени Дидро и Жаном д,Аламбером.
Ещё Руссо был неплохим ботаником. Именно с его лёгкой руки среди аристократической знати стало очень модным собирать различные гербарии.
А труды Руссо на тему воспитания детей совершили переворот в педагогике. Свои главные мысли писатель изложил в книге «Эмиль, или О воспитании» (1762). Руссо советовал родителям обязательно обеспечивать детям общение с природой и в этих естественных условиях развивать в них любовь к труду. Труд же, по мысли Руссо, неизбежно воспитает чувство долга, ответственность за свои поступки, уважение к себе, чувство независимости. При этом подразумевался труд не только физический, но также нравственный и умственный.
Забавный факт: в ответ на призывы Руссо «проявлять в себе естественного человека», Вольтер однажды язвительно заметил, что «он слишком стар для того, чтобы встать на четвереньки и бежать в лес».
Власти же нашли в педагогических тезисах Руссо много опасного, угрожающего устоям общества. Книгу Руссо «Эмиль, или О воспитании» приказано было сжечь, а самого писателя – взять под арест. Философ успел бежать в Швейцарию.
В Центре чтения Национальной библиотеки им.Чавайна, конечно же, есть книги Руссо. Это и художественные произведения, и философские трактаты, и педагогические труды…
В день рождения французского просветителя, мыслителя и писателя центр чтения Национальной библиотеки им. Чавайна предлагает читателям познакомиться с его произведениями, которые будут с большим удовольствием предоставлены всем заинтересовавшимся.
Добро пожаловать в библиотеку!
На фото: По традиции мы попросили нашего читателя прорекламировать книги из фонда библиотеки. Сегодня произведения Жан-Жака Руссо представляет абонент Центра чтения, программист Оксана Валерьевна Дунаева.
Материал подготовила главный библиотекарь Центра чтения Нагибнева И.Н.
- 48 просмотров